Data Insight и PayPal исследовали потребительское поведение российских интернет-пользователей

Игорь Бахарев

Компания PayPal и российское исследовательское агентство Data Insight представили результаты ежегодного исследования об изменениях потребительского поведения российских интернет-пользователей. Выяснилось, что рост аудитории eCommerce продолжается несмотря на то, что количество пользователей интернета почти не увеличивается. 

Россияне постепенно приобщаются к онлайн-покупкам и платежам. По данным опроса, в последние 12 месяцев 11% пользователей начали совершать онлайн-платежи, 11% – использовать электронные кошельки, 7% – использовать безналичные платежи в офлайне, 12% – совершать покупки в онлайн-магазинах, а 10% – пользоваться мобильным интернетом. 

"Аудитория не растет, растут отдельные составляющие: мобильный интернет, число кошельков, безналичные платежи и прочее. Рост интернета практически закончился, все целевые группы имеют насыщение почти 100%, но мы видим, что люди начинают иначе использовать интернет. Каждый шестой пользователь собирается использовать интернет для своего покупательского потребления. И именно на этих людей есть надежда у бизнеса", – комментирует партнер Data Insight Федор Вирин

Снимок экрана 2017-03-21 в 12.00.25

Частные продажи через интернет оказались среди ключевых зон роста, сообщил партнер Data Insight Борис Овчинников. По данным аналитиков в ближайшие 12 месяцев по 16% пользователей планируют покупать товары по объявлениям, офорлять заказы в российских онлайн-магазинах, а также продавать что-либо через интернет. Кроме того, 17% собираются искать товары и выбирать место покупки онлайн, а 14% – использовать онлайн-платежи для оплаты товаров и услуг. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.55.03

Опрос показал, что 19% россиян осваивают онлайн-платежи раньше онлайн-покупок. Подавляющая доля пользователей – 30% – одновременно начали совершать платежи и покупки через интернет, а 20% не совершают ни онлайн-покупки, ни онлайн-платежи. 

"Есть полтора года разницы между тем, как человек совершает первый платеж в интернете и тем, когда он делает покупку в магазине. Интересно, что не магазины являются драйверами для платежей, а платежи – для покупок в магазинах", – отметил Вирин.

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.55.11

Онлайн-платежи перестают быть  сервисом только для «продвинутых». Более чем у 50% пользователей ежемесячный доход составляет меньше 30 тысяч рублей на семью, а 25% новых пользователей онлайн-платежей живут в небольших городах. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.55.28Почти половина опрошенных уверены, что через 10-15 лет они перестанут пользоваться наличными, при этом 13% россиян уже сейчас почти не пользуются ими. Однако около трети респондентов не считают, что онлайн-платежи смогут заменить им обычные деньги. 

"Исследование показало, что для интернет-пользователей мноие типовые платежи (оплата телефона, ЖКХ и прочее) уже совершаются намного чаще через онлайн, чем по старинке. Если говорить о перспективе, то половина пользователей верят, что в будущем они перестанут пользоваться наличными", – рассказал Вирин. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.56.10Аналитики отмечают рост популярности p2p-переводов. По данным исследования, их использовали 75%, денежные онлайн-переводы отправляли 69% опрошенных, а получали – 56%. Среди тех, кто переводит деньги, большинство делает это один или несколько раз в месяц. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.56.22

В онлайне россияне не только тратят деньги, но и зарабатывают. Около 50% респондентов использует, или пробовали использовать интернет для продажи товаров или услуг, а также получения платежей за них. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.56.49

Активнее других в интернете продают молодые люди из крупных городов: 71% из них имеют доход более 100 тысяч рублей на семью, 60% живут в городах-миллионниках, 66% моложе 35 лет, у 62% есть несколько высших образований, а у 57% – несовершеннолетние дети.

"Дело в том, что чтобы продать что-то ненужное, надо купить что-то ненужное. Люди, у которых больше 100 тысяч рублей на семью это «ненужное» уже купили. У них вообще есть, что продавать. Больше всего людей продают то, что им не нужно. Коляски, например. Попользовались и продали. Это единичные продажи непрофессиональных продавцов, огромный кусок рынка.", – комментирует партнер аналитического агентства. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.56.58

Большинство россиян продают через интернет б/у товары или вещи, которые не подошли по размеру. У некоторых также есть опыт онлайн-продажи товаров собственного изготовления или продукции, изготовленной родственниками или друзьями. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.57.24

Самая популярная услуга, которую онлайн-пользователи из России оплачивают через интернет, – написание и перевод текстов. На втором месте оказалось строительство, архитектура и дизайн помещений, а на третьем – образовательные услуги. 
Снимок экрана 2017-03-21 в 11.57.56Мобильные смартфоны все чаще используют в процессе онлайн-шопинга: сейчас каждая пятая онлайн-покупка совершается с мобильного устройства, а 66% владельцев смартфонов пользуются приложениями для платежей и покупок. 

"Мобильные приложения есть у маленького числа магазинов, особенно успешные. И люди помнят те покупки, которые они сделали через такие приложения. Хотя если смотреть реальные данные магазинов, продажи через мобильный интерфейс свершаются чаще. Однако брендинг у мобильных приложений лучше, поэтому и запоминание покупок лучше. Люди чаще вспоминают такую покупку, и это очень интересно", – считает Вирин. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 12.30.59

Хотя для большинства по-прежнему удобнее  покупки с «большого экрана». По словам Федора Вирина, главный сдерживающий фактор роста мобильного шопинга – кажущееся неудобство покупок со смартфонов. 

"Людям кажется, именно кажется, что это неудобно. Как только люди первый раз совершают такую покупку - неудобство уже не так очевидно, а после нескольких покупок для пользователей уже не такая большая разница, где именно покупать. Следует сделать вывод, что десктопы войну за покупатели уже проиграли. Как только люди пробуют и понимают, что покупать со смартфона не менее удобно, чем с десктопа - они уходят туда. К тому же со смартфонов удобно делать покупки на скучных совещаниях, в автобусе и так далее. ", – пояснил он. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 12.30.51

Результаты прошлогоднего исследования показали, что поведение онлайн-покупателей устойчиво и мало зависит от колебаний в макроэкономике. Самым быстрорастущим способом платежей стали электронные кошельки – за год количество пользователей увеличилось на 42%. Активно растут p2p платежи – 69% респондентов пользовались p2p-переводами. Мобильные платежи и покупки становятся нормой: 64% респондентов совершали платежи с мобильного устройства.

Материал по теме

Лучшие по омниканальности в 2024: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Почти половина пользователей маркетплейсов готовы тестировать товары новых брендов

Материал по теме

Рынок eGrocery в ноябре 2023: аналитика Data Insight

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

На COM.E ON Forum 2025 от Ozon обсудят развитие платформенной экономики

Пятый юбилейный COM.E ON Forum от Ozon станет площадкой для обсуждения настоящего и будущего платформенной экономики. Как цифровые платформы изменили предпринимательство, кто создает экономику нового типа, ...

СДЭК первым в России перешел на календарные сроки доставки

Оператор экспресс-доставки СДЭК полностью перешел на расчет сроков доставки по календарным дням. В компании уверяют, что это сократит среднее время получения посылок и грузов на 13%. Новая система вв...

Мировой рынок eCommerce вырастет до $17,55 трлн: прогноз

Глобальный рынок онлайн-торговли продолжает стремительно расширяться. Если в 2024 году его объём оценивался в $5,75 трлн, то к 2034 году авторы свежего исследования "Global Retail E-Commerce Market" из Mark...

Инфлюенс-маркетинг становится ключевым инструментом для селлеров маркетплейсов

Согласно совместному исследованию аналитического сервиса MPSTATS и платформы нативной рекламы Telega.in, 35% продавцов на маркетплейсах продвигают свои товары через сотрудничество с блогерами. Половина из н...

Яндекс Маркет расширил сеть приема мультипоставок

Яндекс Маркет увеличил количество транзитных точек для мультипоставок почти в 12 раз. Теперь предприниматели могут отгружать товары в 8 тысяч пунктов выдачи заказов (ПВЗ), расположенных в более чем 700 горо...

Как покорить свой город: основы успешного локального SEO

Поисковики все чаще меняют алгоритмы, в том числе активно развивают локальный поиск. Он ориентирован на запросы, связанные с подбором товаров или услуг в регионе местоположения пользователя (города, района, ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.