Автоматизация бизнес-процессов в eCommerce: делать самим или отдать на аутсорс?

Игорь Бахарев
Что лучше: отдавать решение операционных проблем на аутсорс или решать их своими силами? А может совмещать оба подхода? Аналитик сервиса Synerdocs Алиса Муратова даёт советы, как логичнее всего поступать.

Игроки рынка eCommerce все больше прибегают к услугам аутсорсинга – будь то подбор персонала, внедрение IT-продуктов и их сопровождение, логистика и фулфилмент, разработка сайтов, SMM и проведение рекламных кампаний. Это, по моему мнению, вполне разумное решение. Небольшим организациям невыгодно содержать разных специалистов в своем штате. Другое дело – крупные компании. Сначала они выделяют свои подразделения и департаменты, а после и вовсе переводят их в отдельные юридические лица и покупают услуги у «самих себя». Почему бы и нет, если могут себе позволить?

А если не могут? Приведу пример из сферы IT. Одна крупная eCommerce компания решила полностью избавиться от бумаги в бизнес-процессах, причем как во внутреннем взаимодействии между отделами и сотрудниками, так и при обмене с контрагентами. Как специалист в области электронного документооборота (ЭДО), могу сказать, что это задача двухуровневой сложности.

Автоматизация внутреннего контура документооборота и внешнего реализуется с помощью разных программных решений (порой даже от разных вендоров) и в каждом случае требуется детальная проработка и комплексный подход к внедрению. Это целый проект, над которым работает команда программистов, бизнес-аналитиков, консультантов внедрения и руководитель проекта. Всем понятно, что в штате даже очень крупной eCommerce компании не найдется такого большого числа специалистов по ЭДО. И этот как раз тот случай, когда без аутсорса не обойтись.

Организационная ломка – это хорошо

Переход на новое IT-решение не столько связан с настройкой самой системы (в том числе с модификациями и интеграциями), сколько с организационными изменениями внутри компании. Что я имею в виду?
● Необходимо выделить рабочую группу на стороне вендора и на стороне компании-заказчика, провести анкетирование последней для того, чтобы выяснить, как сейчас построены бизнес-процессы, выделить основные сложности, предложить варианты оптимизации текущего взаимодействия и подготовить итоговые требования к продукту. Также вендору необходимо организовать обучение и написать множество инструкций для непосредственных пользователей, чтобы их работа в системе была удобна.
● Также потребуется провести собрание для сотрудников (а, может, и не одно), чтобы понятным языком донести преимущества работы в новой системе и важность отказа от бумаги.
● И самый главный этап – это опытно-промышленная эксплуатация новой системы (в нашем случае системы ЭДО), во время которой случается непосредственный контакт пользователей с новым IT-продуктом, а на службу технической поддержки рушится шквал вопросов и пожеланий. И если их вовремя не отрабатывать, то сотрудники могут просто-напросто саботировать систему.
То, насколько гладко пройдет опытно-промышленная, напрямую зависит от исполнителей – команды программистов и руководителя проекта со стороны заказчика.
А что если eCommerce компания не отдаст внедрение системы ЭДО на аутсорс? Такой вариант тоже возможен.

Но надо понимать, что переход организации, особенно крупной с множеством отделов, на электронный документооборот – это нетривиальная задача, с которой собственным IT-структурам будет нелегко справиться. И чтобы проект не потерпел фиаско, доверять работу в этой сфере лучше профессионалам, в частности, специалистам вендора. И так практически со всеми продуктами в области информационных технологий.
Материал по теме

"220 вольт" запускает полный аутсорс интернет-торговли для вендоров и поставщиков DIY-товаров

Материал по теме

Какие бизнес-процессы отдают на аутсорсинг в электронной коммерции в России? (Исследование arvato)

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.