58% покупают лекарства в интернете: аналитика

Игорь Бахарев

Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про покупки лекарств в онлайн-аптеках: восприятие, выявление предпочтений пользователей, их проблемы и ожидания. Ключевые тенденции и факторы, влияющие на популярность онлайн-аптек.

Согласно данным исследования MAR CONSULT, больше половины россиян (58%) пользуются онлайн-аптеками, тогда как 42% предпочитают традиционные аптеки. Женщины (65%) чаще мужчин (51%) используют онлайн-аптеки. Наиболее активные пользователи - люди в возрасте 45-54 лет (71%), а молодежь 18-24 лет реже обращается к онлайн-аптекам (31%), что может быть связано с меньшей потребностью в медикаментах. Жители Москвы (78%) чаще жителей других регионов делают покупки в онлайн-аптеках. Высокая частота покупок наблюдается среди респондентов с доходом выше 200 тыс. рублей на семью (79%), что указывает на связь между финансовыми возможностями и доступом к цифровым сервисам.

4 из 5 покупателей (82%) отметили, что экономят на покупках лекарств в онлайн-аптеках.

Более половины покупателей (53%) тратят менее четверти "аптечного бюджета" на покупки в онлайн-аптеках, пятая часть (21%) респондентов тратит 25-75% бюджета, и более 75% бюджета тратит 15% опрошенных. 11% затруднились оценить распределение.

 

Услуги, которые делают онлайн-аптеки привлекательными для покупателей

Простота заказа через мобильное приложение (63%). Эта услуга особенно ценится среди молодых людей 25-34 лет (80%). Это подчеркивает важность технологической доступности и интуитивно понятного интерфейса приложений для активных пользователей.

Более низкие цены, чем в обычных аптеках (61%). Экономический фактор играет значительную роль, онлайн-аптеки воспринимаются как более доступный вариант для покупки медикаментов.

Широкий ассортимент товаров (57%). Онлайн-аптеки рассматриваются как решение для поиска редких лекарств или специализированных товаров.

Программы лояльности и скидки (45%). Скидки и бонусные программы мотивируют повторные покупки.

Возможность доставки на дом (29%). Услуга доставки ценится за удобство, особенно среди мужчин (43% против 18% у женщин). Однако ее популярность ниже, чем у других услуг, что может быть связано с проблемами длительности или стоимости доставки.

Онлайн-консультации фармацевтов (9%). Эта услуга менее популярна, но имеет значение для молодежи 18-24 лет (29%).

 Аналитика_MAR_CONSULT_Каждый второй выбирает аптечные цифровые сервисы_28102025 - Word_251028211543.jpeg

Онлайн-продажи лекарств открывают перед аптечным бизнесом широкие возможности укрепления позиций и привлечения аудитории, считает управляющий директор MAR CONSULT Анастасия Голуб. Интуитивно понятные приложения упрощают поиск товаров и сравнение цен, конкурентные стоимости и регулярное проведение акций стимулируют интерес покупателей. Расширение ассортимента продукции, налаженная логистика и гибкая система бесплатной доставки укрепляют доверие потребителей и повышают уровень удовлетворенности. Однако изменения потребительских предпочтений требуют от производителей адаптироваться быстрее. 

Наряду с традиционными каналами продвижения через аптеки и фармацевтов становится необходимым активное использование цифровых инструментов коммуникации. Это позволит предложить покупателям привлекательные условия для онлайн-покупок, несмотря на отсутствие непосредственного контакта с консультантом. 

"Онлайн-аудитория чаще всего приходит с четким пониманием своего выбора, поэтому задача производителя заключается в грамотном формировании осведомленности потребителя о преимуществах препаратов заранее, обеспечивая информированность до момента покупки", - прокомментировала Голуб.

 

Подписка на лекарства

Идея услуги подписки на лекарства в целом интересна трети покупателей (36%), при этом 12% из-за удобства и 24% для экономии. Треть респондентов (29%) предпочитает покупать лекарства по мере необходимости, а 6% отказались бы от подписки из-за сомнений в качестве лекарств. 12% готовы рассмотреть, в зависимости от условий подписки. 17% затруднились ответить.

У половины респондентов (50%) есть опасения разной степени выраженности по поводу качества и подлинности лекарств, покупаемых онлайн. Треть опрошенных (33%) не имеет никаких опасений. И 17% затруднились ответить.

 

Доставка

Треть покупателей (33%) готовы платить за доставку, половина (51%) предпочитают только бесплатную доставку. 13% готовы платить за срочную доставку. 3% затруднились ответить.

При этом две трети респондентов (68%) не готовы платить более 300 рублей за доставку лекарств из онлайн-аптек. Четверть (26%) готовы потратить от 300 до 800 рублей. Более 800 рублей готовы заплатить только 3% покупателей. 3% затруднились ответить.

 

Отзывы

Две трети опрошенных (60%) в той или иной степени доверяют рекомендациям и отзывам других покупателей на сайтах онлайн-аптек. Треть (32%) не доверяют. 9% затруднились ответить.

Более чем у половины (56%) покупателей возникают трудности с выбором лекарств онлайн без консультации фармацевта.

 

Мобильные приложения

80% покупателей пользуются мобильными приложениями для покупки лекарств, 18% предпочитают сайты. 2% затруднились.

Среди наиболее полезных функций приложений пользователи назвали: поиск и сравнение цен (75%), уведомления о скидках (54%), история заказов (43%), трекинг доставки (19%), онлайн-консультации (13%). Затруднились ответить - 4%.

 

Стимулирование спроса

Треть (34%) планирует чаще пользоваться онлайн-аптеками, 28% готовы увеличить количество покупок лекарств онлайн при улучшении сервиса.

Респонденты назвали факторы, способные повысить доверие и удовлетворенность онлайн-аптеками: гарантия подлинности товаров (45%), больше скидок и акций (44%), быстрая и бесплатная доставка (34%), круглосуточная поддержка (16%), улучшенные консультации (13%). Затруднились ответить - 20%.

Онлайн-аптеки пользуются значительной популярностью, особенно среди женщин, людей среднего возраста, жителей крупных городов и высокодоходных групп. Для повышения популярности онлайн-аптекам рекомендуется улучшить логистику, особенно для регионов с низким уровнем использования (например, в Уральском ФО). Необходимо внедрить прозрачные механизмы подтверждения подлинности товаров, чтобы устранить опасения пользователей. Услуга подписки на лекарства будет удобна для людей с хроническими заболеваниями. 

"Эти меры помогут повысить доверие и привлечь больше пользователей, особенно в регионах с низким уровнем проникновения онлайн-аптек", - говорит Голуб.

Материал по теме

Онлайн-продажи лекарств в России: скромная доля, но бурный рост

Материал по теме

Ozon опережает конкурентов в сегменте онлайн-продаж медикаментов

Материал по теме

"Купер" расширяет аптечный ассортимент за счет сети "Максавит"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Технический апгрейд вместо «косметики»: рост трафика в Google на 25% при падающем спросе

Что делать, когда заказчик приходит с запросом на редизайн, а вы обнаруживаете, что его сайт заражен вредоносными скриптами и теряет клиентов? Сначала вылечить, потом украшать. SEO-оптимизатор digital-агентс...

"Жалоба вне зачёта": как маркетплейсы и покупатели по-разному видят одни и те же проблемы

Маркетплейсы утверждают, что проблемы при онлайн-покупках возникают у считанных процентов клиентов, однако исследования показывают обратное: большинство россиян хотя бы раз сталкивались с трудностями - от не...

Ozon fresh заинтересовался офлайном на фоне тренда мультиканальности

Сервис доставки продуктов Ozon fresh планирует протестировать формат офлайн-магазинов. Представитель Ozon говорит, что компания рассматривает возможность открытия небольших торговых точек рядом с уже работа...

Российский ритейл готовится к росту прибыли от генеративного ИИ

Внедрение генеративного искусственного интеллекта к 2030 году может принести российскому ритейлу и eСommerce до 160 млрд руб. дополнительной прибыли в год. Производители потребительских товаров могут получи...

Владельцы ПВЗ в России зарабатывают в среднем 900 тыс руб в год

Аналитики Центра доказательной экспертизы Института Гайдара представили результаты опроса владельцев пунктов выдачи заказов и продавцов маркетплейсов. Годовая выручка 42% владельцев ПВЗ в 2024 г не д...

Россияне делают ставку на маркетплейсы в сезон распродаж

В преддверии распродаж россияне активно выбирают маркетплейсы. Исследование компании Ozon показало, что 8 из 10 покупателей в этом сезоне планируют делать покупки именно на этих площадках. Основные результа...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.