авторизация

Возвращение блудных посылок: немного статистики

Кто и почему не выкупает посылки из интернет-магазинов? Какие регионы и почтовые отделения стали 'Черными дырами' для eCommerce? Правда ли, что в плохую погоду выкупают хуже?

Проблема невыкупленных посылок остается быть одной из самых актуальных в российском eCommerce в общем и в логистике в частности. Проблема в том, что покупателю надо собраться с силами и сходить-таки забрать приобретенную вещь. А у него могут измениться обстоятельства. Причем забрать посылку может помешать что угодно: от погоды до финансовых проблем. И тогда товар, прокатившись по стране, вернется на склад продавца. Вместе с транспортными издержками.

Операционный директор R-LAB Роман Кравцов, по итогам работы сервиса отследить-посылку.рф в 2016 и 2017 году собрал любопытную статистику, как менялся процент невыкупленных посылок, в каких регионах проблема стоит наиболее остро и кто чаще всего не выкупает товар.

Сразу же хочу порадовать бизнес: в целом, динамика по выкупам/невыкупам посылок позитивна. Сейчас успешно вручаются от 75% до 80% всех заказов, при этом тренд (зеленая пунктирная линия) идет в сторону увеличения.  Доля явных отказов укладывается в 20% и планомерно снижается. Проще говоря, от года к году, от месяца к месяцу, число невостребованных отправлений сокращается.

Посылки с неизвестным статусом — это те, судьба которых покрыта мраком. В базе данных нет информации, вручены они или нет. Как правило, это означает утерю/кражу или не зарегистрированный по вине почтового оператора невыкуп.

Приведенные данные свидетельствуют, что доставка наложенным платежом по-прежнему является перспективным способом, и её эффективность будет повышаться в дальнейшем. Для интернет-магазинов, активно работающих с регионами РФ, этот вид доставки рекомендуется как оптимальный в соотношении стоимость/покрытие/надежность.

Обратите внимание на следующий график: в последнее время стабильно растут не только объемы заказов, пересылаемых наложенным платежом, но и их стоимость — “средний чек”.

 

Кто не выкупает?

 

Теперь обратим внимание на пол клиентов и проследим, есть ли отличия в соотношении оплаченных и “заброшенных” посылок у мужчин и женщин.

Цифры показывают нам любопытные закономерности. В ретроспективе последних 2 лет процент выкупа у дам стабильно увеличивается, в то время как у джентльменов заметно падает. И если в 2016 году это падение было медленным, то в 2017 оно уже становится тревожным.

Можно, конечно, предположить, что женщины в целом более обязательны. Или что мужчины менее стойки к холодам и дождям этого лета (и предпочли лишний раз носа на улицу не показывать).

Какой бы ни была причина, указанный тренд необходимо принимать в расчет при организации продаж. Если ваши клиенты в основном мужчины, подумайте о том, как простимулировать их вовремя забрать доставленный товар с почты. Шлите напоминания по электронке и СМС, отслеживайте “зависшие” посылки, звоните тем, кто не торопится расплатиться. Впрочем, и для женщин эти меры тоже будут не лишними.

 

Где не выкупают?

А сейчас взглянем на статистику по регионам. Ниже представлены списки субъектов, лидирующих по количеству посылок из интернет-магазинов (топ-30) в 2016 и 2017 годах. Зеленым выделены названия 5 регионов с максимальной долей выкупа. Красным — те области и республики, где зафиксировано наибольшее число невостребованных (вернувшихся продавцу) отправлений.

Отметим, что в 2016 году Московский регион находился на 14 строчке рейтинга по невыкупу, а Санкт-Петербург — на 11. В 2017 году Московский регион заметно улучшил свои показатели и переместился на 26 место списка. Санкт-Петербург, наоборот, сдал позиции на один пункт и занял 10 строчку хит-парада “недисциплинированных” регионов.

Бросается в глаза, что верхушка списка “неблагополучных по выкупу” субъектов РФ за 2 года не изменилась. Если вы работаете в этих регионах — учтите, что могут потребоваться дополнительные усилия, чтобы покупатели все же забрали и оплатили доставленный товар.

 

«Черные дыры» российского eCommerce

Ну и напоследок, немного статистики по конкретным почтовым отделениям. Ниже представлен топ-20 отделений по количеству отправленных посылок с заказами из интернет-магазинов за первую половину 2017 года.

 

Почтовый индекс

Регион

Выкупленные посылки, %

Невыкупленные посылки, %

Посылки с неизвестным статусом, %

678188  

Якутск, Саха-Якутия республика

87.69

3.73

8.58

184606  

Североморск, Мурманская область

84.85

4.95

10.2

663332  

Норильск, Красноярский край

84.63

9.34

6.03

141407  

Химки, Московская область

83.66

8.38

7.96

663333  

Норильск, Красноярский край

82.99

9.27

7.74

620091  

Екатеринбург, Свердловская область

82.87

14.43

2.7

689000  

Анадырь, Чукотский автономный округ

82.81

4.06

13.13

663318  

Норильск, Красноярский край

81.66

10.94

7.4

344092  

Ростов-на-Дону, Ростовская область

80.55

7.13

12.32

663340  

Норильск, Красноярский край

79.92

12.13

7.94

678174  

Мирный, Саха-Якутия республика

79.77

12.5

7.73

620143  

Екатеринбург, Свердловская область

79.58

13.16

7.26

663305  

Норильск, Красноярский край

79.31

11.06

9.63

681000  

Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

78.86

13.46

7.68

663302  

Норильск, Красноярский край

78.75

9.6

11.66

694020  

Корсаков, Сахалинская область

78.54

13.18

8.28

663319  

Норильск, Красноярский край

78.49

10

11.51

678144  

Ленск, Саха-Якутия республика

75.21

21.15

3.64

677000  

Якутск, Саха-Якутия республика

70.41

25.93

3.66

683006  

Петропавловск-Камчатский, Камчатский край

67.34

18.48

14.18

 

Лидирует по выкупу почтовое отделение 678188 (87,69%) в городе Якутск, второе место делят отделения 184606 (84,85%) в Североморске и 663332 (84,63%) в Норильске. На третьем месте отделение 141407 (83,66%) в Химках (Московская область). Интересно, что в 2016 году здесь забирали только 77,30% товаров.

По невыкупу антирекорд, на первый взгляд, у отделения 677000 в Якутске (25,93%) и 678144 (21,15%) в городе Ленск. Однако, в отделении с индексом 683006, что в Петропавловске-Камчатском, по всей видимости, образовалась аномальная зона: около 15% посылок остаются без определенной судьбы. Скорее всего, все они вернулись отправителю, а значит, в сумме с 18,48% “отказных”, мы получаем почти 34% невыкупа в этом отделении. Возможно, руководству почтамта стоит обратить внимание на своевременное оповещение адресатов.

Такие же «черные дыры», вероятно, присутствуют  в отделениях 344092 Ростов-на- Дону (12,32%) и 689000 Анадырь, Чукотка (13,13%). Здесь также не очень любят регистрировать статусы посылок.

Возьмите на заметку эти номера. Если кто-то из ваших клиентов заказывает товар на такой адрес, дайте сотрудникам задание дополнительно прозвонить получателя.

 

Ваша посылка доставлена — одевайтесь теплее!

Шутка о том, что лето в России короткое и малоснежное, давно обросла бородой. Однако, в этом году она вдруг стала актуальной как никогда. Только взгляните: средняя температура воздуха в 2017 году была ниже обычной (вычисленной по многолетним наблюдениям) практически на всей территории РФ (данные http://weatherarchive.ru).

Это заметно, если смотреть на отдельные месяцы (мы взяли июль, как самый жаркий). Та же картина наблюдается и в более долгосрочной перспективе (весна-лето).

Многие хозяева интернет-магазинов задумались: не влияют ли подобные погодные катаклизмы на бизнес интернет-магазинов?

Если вы вернетесь к самому первому графику, то увидите, что количество товаров, благополучно достигших своего хозяина, существенно подросло в апреле и июле 2017. Взглянув на архив погоды, мы с удивлением обнаруживаем, что в эти месяцы температура почти во всех федеральных округах была ниже обычной. Можно предположить, что люди, оставшиеся, без прогулок по паркам, шашлыков и пляжей, все же взяли себя в руки и пошли на почту. Вывод: явного негативного эффекта на бизнес по доставке товаров почтой плохая погода не оказывает. Скорее даже наоборот.

Тот же вывод можно сделать и по географическому анализу. Средняя температура в обеих столицах весной-летом 2017 года была ниже нормы на 2-3 градуса. А эффект мы видим разнонаправленный: москвичи активизировались, а петербуржцы наоборот, досрочно впали в осеннюю хандру. К слову, Нижегородская область, где также было непривычно холодно, умудрилась даже выйти в топ-5 регионов, где посылки забирают с завидным постоянством. Опять у нас выходит, что аномальная погода серьезно повлиять на поведение покупателей не способна и риском для интернет-бизнеса не является.

 

Что ж, вот пожалуй и все на сегодня. Подводя итог, еще раз сформулируем основные выводы:

  • В России наблюдается очевидный тренд к снижению числа невыкупленных посылок.
  • Доставка товаров покупателям почтой, в виде посылок, оплачиваемых наложенным платежом, — удобный и простой способ. Он далеко не изжил себя и демонстрирует тенденцию к увеличению оборотов.
  • При планировании продаж и постпродажного обслуживания следует учитывать, что мужчины и женщины по-разному относятся к выкупу заказов.
  • В некоторых субъектах и населенных пунктах почтовая служба организована неэффективно. Могут потребоваться дополнительные меры со стороны продавца, для того, чтобы товар достиг клиента и был вовремя оплачен.
  • Плохая погода, как внешний фактор, который мог бы повлиять на желание клиентов забрать свою посылку, на самом деле не оказывает прямого воздействия и не является риском для бизнеса.

Надеемся, что было интересно. В следующих статьях попробуем сделать гендерный срез покупателей по регионам и почтовым отделениям, посмотреть динамику выкупаемости, а также оценить скорость вручения, т.е. протяженность периода времени с момента когда посылка прибыла к месту назначения и до момента оплаты. До новых встреч!

 

оценка записи

Будь в курсе новостей и полезных статей

Рекомендуем
Рекомендуем

Добавить комментарий