Онлайн-торговле спиртным готовят зеленый свет

Игорь Бахарев

В Госдуму внесен законопроект о легализации дистанционной торговли алкогольной продукцией. Как сообщает информационное агентство REGNUM, документ также предусматривает введение государственного контроля за данной сферой. 

Автор законопроекта, заместитель председателя комитета нижней палаты парламента по экономполитике Виктор Звагельский, предлагает учредить специальную лицензию на онлайн-продажу алкоголя. Получить разрешение на торговлю ритейлеры смогут в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка при наличии лицензированного склада, а также права на производство или оптовую торговлю алкогольной продукцией.

Список лицензированных продавцов хотят разместить на хостинге провайдера или группы провайдеров, которых определит Росалкогольрегулирование. Интернет-магазины, реализующие алкоголь без лицензии, будут блокировать без решения суда. 

Депутат считает, что принятие законопроекта положительно скажется на экономической и социальной сфере. В частности, новый закон поможет небольшим производителям, которые не смогли пробиться в традиционные сети, реализовать свою продукцию. Звагельский уверен, что приобретать алкоголь в онлайн-магазинах будут "достаточно обеспеченные, взрослые и состоявшиеся люди".

Необходимо отметить, что Виктор Звагельский являлся автором сразу целого ряда законов, облегчающих жизнь водочной отрасли. Отметим, что в 1998 году он приобрел мытищинский ликеро-водочный завод "Красная звезда", а с 2005 по 2007 годы был заместителем генерального директора ФГУП "Росспиртпром" — крупнейшего государственного предприятия в области спиртоперерабатывающей промышленности.

Запрет на дистанционную продажу алкогольной продукции действует с 2007 года, однако многие интернет-магазины обходят или напрямую нарушают его. Например, осуществляя фиктивную продажу спиртных напитков. В этом случае покупатель получает алкоголь "в подарок" при покупке зажигалки, брелока, магнитика и так далее. А многие торгуют алкоголем через интернет и просто так, не особо скрываясь.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, напоминает управляющий партнер юридической компании "Зарцын & партнеры" Людмила Харитонова. Помимо этого законом « О рекламе » запрещена и реклама дистанционной торговли алкоголем. Способы продажи алкоголя как "подарка" к другой покупке или иным образом являются незаконными, добавляет она. Новый законопроект, рассказывает юрист, предлагает внести изменения в ряд законов. Так предлагается уточнить понятие «оборот алкогольной продукции» и включить туда продажу через Интернет. "К сайтам, продающим алкоголь, будут введены строгие требования, а сама деятельность по дистанционной торговле алкоголем будет лицензироваться. Это значит, что такие организации будут обязаны соблюдать все требования, которые предъявляет 171-фз", - говорит Харитонова.

Управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП" Кира Гин-Барисявичене объясняет E-pepper, что некоторые ритейлеры утверждают, что они не торгуют алкоголем дистанционно, а просто "оказывают услугу по доставке товара". Однако как только продавец получает информацию о сделанном заказе, договор купли-продажи признается заключенным. И именно с этого момента действия интернет-продавца уже попадают под дистанционную торговлю. При этом нарушение правил грозит организации штрафом от 30 до 40 тыс. руб. с конфискацией проданной продукции или без таковой, а руководителю организации или предпринимателю – от 3 до 4 тыс. руб. также с возможностью конфискации. 

Если покупатель произвёл "ознакомление" с каким-либо алкогольным напитком, выяснил все необходимые товарные его свойства, а потом сделал заказ этого напитка в интернет-магазине, то, по букве закона, такая продажа не подпадает под категорию "дистанционные", отмечает руководитель кластера eСommerce в РАЭК Иван Кургузов. Однако, он добавляет, что подобные продажи - это "серая зона". "По закону всё хорошо, но Роспотребнадзор выскажет претензии и будет утверждать, что было нарушение, даже если "ознакомление" произошло не в каком-либо другом месте, а в том же магазине, где и делает заказ". 

Также, добавляют юристы, некоторые интернет-ритейлеры торгуют алкоголем по "ресторанной" схеме, когда спиртной напиток готовится отдельно для каждого клиента. Этим тоже пользуются некоторые интернет-магазины.

Для уточнения терминологии в интернет-торговле при ИРИ создан специальный комитет, напоминает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «На мой взгляд, действующее законодательство не дает никаких лазеек насчет "выкручивания" ее толкований. Интернет-торговля входит в круг дефиниций, которое закон определяет как "дистанционные продажи". Все остальное - забронировать столик в ресторане, забронировать чайник в М.Видео или алкоголь в магазине - никакого отношения к этому понятию не имеет», - говорит эксперт. Место размещения объявления, по его словам, не имеет значения, для закона важна лишь форма продаж - без личного общения покупателя и продавца.

Кира Гин-Барисявичене, в свою очередь, надеется, что рассматриваемый законопроект не только легализует интернет-торговлю алкоголем, но и четко объяснить, при каких условиях она будет возможной.

Материал по теме

Законопроект об онлайн-торговле вызвал споры в правительстве

Материал по теме

Госдума рассматривает законопроект о досудебной блокировке табачных сайтов

Материал по теме

Правительство России предложило доработать законопроект о маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Яндекс.Маркет выведет на рынок одежды собственные бренды

В марте 2024 года Яндекс подал заявки на регистрацию товарных знаков Tame, Muted и Humanform. Как стало известно "Ъ", компания планирует развивать направление собственных брендов одежды в среднем ценовом се...

Ozon пошёл на уступки владельцам ПВЗ (или нет)

После протестов владельцев ПВЗ Ozon, возмущённых новым сбором, который вводит площадка, представители компании провели ряд встреч с партнерами и профильными ассоциациями. В результате в Ozon вроде бы принял...

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Как трансформировался спрос на доставку на маркетплейсы, изменились требования селлеров и как менялась эта услуга в последние несколько лет рассказал руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер С...

Доставка еды в России: суши vs пицца

Спрос на доставку еды в России в 2023 году вырос на 31% по сравнению с 2022 годом. Об этом свидетельствуют данные исследования онлайн-академии MAED.  Суши остаются лидером по популярности, но пицца б...

Яндекс Маркет и GFK: Как москвичи покупают в онлайне

В ежегодном опросе Яндекс Маркет и компания GfK Rus проанализировали потребительские тренды интернет-покупателей из Москвы. Эксперты выявили основные паттерны поведения и предпочтения жителей города при сов...

Что россияне покупают весной на маркетплейсах: аналитика Мегамаркет

Мегамаркет проанализировал ежегодные весенние покупки пользователей на площадке и составил прогноз по товарам, на которые продавцам стоит сделать упор в этом сезоне. Согласно статистике, среди пользо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.