Создатели онлайн-аптеки "36,6" рассказали о своем проекте

Игорь Бахарев

Недавно компания "Аптечная сеть 36,6" (управляет сетями "Горздрав" ,"36,6", "Норма" ) запустила интернет-аптеку 366.ru . Главная цель проекта - запустить канал онлайн-продаж. В аптечной сети рассчитывают, что эта площадка поможет нарастить долю интернет-продаж в общей структуре выручки "36,6" с 1% до 10% уже к середине 2018 года. Интернет-аптека объединила все офлайн-точки сети, в которой более 1700 аптек.

Мы побеседовали с менеджером проектов ecommerce-агентства Aero (подрядчики, занимавшиеся созданием этого сайта) Никитой Орловым и начальником отдела интернет-маркетинга и аналитики проекта 366.ru Александром Скуридиным

Расскажите, с чего начался этот проект?
Никита Орлов (НО): «36,6» пришли к нам с задачей запустить интернет-аптеку в короткий срок. Была сформулирована бизнес-модель и выбрана платформа. Необходимо было разработать дизайн витрины с нуля, учитывая возможности и ограничения платформы, погружаясь в особенности фармацевтического рынка.

Александр Скуридин (АС): Понимание необходимости выхода в интернет было давно, однако поводом для перехода к активным действиям стало обсуждение разработки закона, определяющего правила дистанционной торговли лекарственными средствами. Открытие раздела «Аптека» на сайте Ozon.ru в марте 2017 стало первым шагом, давшим нам понимание спроса на услугу онлайн-заказа лекарств с доставкой в аптеку.

Какую задачу поставили в 36,6? Чего следовало достигнуть?
НО: Цели проекта были: запустить канал онлайн-продаж, объединить в интернет-аптеке офлайн-точки всех розничных сетей, реализовать возможность онлайн-торговли к моменту снятия законодательных ограничений. От нас требовалось разработать клиентскую сторону проекта: UX и дизайн-концепцию, адаптивный интерфейс сайта. Разработка велась на платформе SAP Hybris, и ввиду очень сжатых сроков от интеграторов была установка базироваться на стандартных возможностях платформы с минимумом изменений. Но при детальном изучении пользовательских сценариев все же было решено использовать оригинальные дизайн-решения. Несмотря на это, сроки были для нас рекордными: весь проект сделали меньше чем за 2 месяца.
Создатели онлайн-аптеки 36,6 рассказали о своем проекте - 1
В чем особенности вашего онлайн-проекта? В чем отличие от офлайна?
СА: Онлайн-покупатели имеют возможность быстро сравнивать предложения продавцов и выбирать лучшую цену. Многие также опасаются подделок, заказывая у неизвестных продавцов в сети.
Именно поэтому мы сразу поставили перед собой задачу предоставить пользователям привлекательные цены в Интернет-аптеке 366.ru. При этом, являясь лидером отечественного фармритейла, мы гарантируем клиентам качественный сертифицированный товар и удобный сервис.
В чем особенность каталога интернет-аптеки?
АС: Во-первых, лекарственные средства – это специфический товар, который часто назначается врачом, а не является объектом выбора покупателя на основе его предпочтений и изучении характеристик товара. Во-вторых, категоризация лекарственных средств в профессиональной среде фармацевтов сильно отличается от того, как определяют типы препаратов обычные покупатели. Покупатели, как правило, оперируют симптомами, поэтому альтернативные варианты навигации, такие как поиск по симптомам и заболеваниям, должны дополнять основной каталог. На первое место в навигации интернет-аптеки выходит поиск. Мы с самого начала работы над дизайном уделили ему много внимания, и сейчас, уже добившись хороших результатов, понимаем, что мы стоим только в самом начале нашего пути оптимизации поисковой выдачи.

НО: Мы провели большое исследование, чтобы понять, как оптимально построить каталог и меню. Почти сразу стало понятно, что меню на аптечном сайте – это второстепенный элемент навигации. Лекарств очень много, названия специфичные, как правило, покупатели ищут что-то конкретное, и по каталогу это делать сложно и долго. Важен поиск, именно он – ключевой элемент навигации: люди приходят и забивают название лекарства, которое услышали в рекламе или которое прописал врач. Поэтому поиск мы сделали большим и заметным.

Каталог группируется через типы препаратов: «лекарства», «БАДы», «Для детей и мам» и пр., дальше выстраиваются лекарства по типам болезней. Список и более точную структуру нам предоставили фармацевты.

Для каждого товара есть предпросмотр карточки, куда вынесены ключевые данные, которые, во-первых, помогают точно идентифицировать препарат, во-вторых, сравнить его с другими в этой же выдаче. Человек, например, может уже в каталоге увидеть, что действующее вещество одно, а страны-производители – разные. 

Создатели онлайн-аптеки 36,6 рассказали о своем проекте - 2
Какие особенности у карточки товара на сайте?
НО: Карточка – самый сложный интерфейс во всей цепочке покупки. Во-первых, специфична логика использование фотографий. В каталоге картинка играет важную роль. Есть препараты с похожей упаковкой, отличающиеся важным элементом, например, таблетки от горла с обезболивающим и без обезболивающего. Покупателю удобно видеть это сразу в каталоге. Но в отличие от большинства категорий в интернет-торговле, где конверсия сильно зависит от качества фотографии, в лекарствах в карточке товара это правило не работает, фотографии “в интерьере” и в процессе использования не нужны.

Свойств и характеристик у товара в аптеке тоже практически нет – как правило, это только описание. Зато оно очень длинное, и все в нем имеет значение. Бывает, инструкция занимает пару листов текста. В результате, компоновка карточки товара не совсем стандартная: основные блоки – это небольшая фотография, цена, информация о производителе, форма выпуска и количество товара в упаковке.

Иначе располагаются и блоки с апсейлами и кросс-сейлами. «Новинки» и «С этим покупают» мы не стали использовать – для аптеки они не очень уместны. Вместо них на карточке появились блоки «Другие формы выпуска» и «Аналоги». Они отображаются через выпадающий список.

Как устроен поиск товаров?
НО: На первом этапе поиск реализован стандартно: по названиям лекарств, брендам, разделам, но планируется расширить функционал и сделать возможным поиск по болезням и по основным запросам, вроде «головная боль» или «лекарства от насморка».
Что было из необычных решений?
НО: Слайдер, в который можно вставлять сезонные подборки лекарств. Например, когда начинается эпидемия гриппа, то туда можно ставить подборки лекарств от гриппа, а летом можно делать подборку кремов защиты от солнца.
Как в дальнейшем планируется работа с остальными брендами сети? Ведь сейчас интернет-аптека, по сути, объединяет их все.
АС: Мы не планируем никаких специальных изменений с запуском «Интернет-аптеки 366.ru». Каждый из брендов будет работать со своей аудиторией. Аптеки «36,6», «ГОРЗДРАВ», «А5» и других брендов будут только выполнять роль пунктов выдачи заказа.
Как сейчас организована работа с заказами, с учетом законодательных ограничений? И что изменится, когда эти ограничения снимут?
АС: Мы строго соблюдаем существующие ограничения. Забрать оформленный на сайте заказ можно только в аптеке, где и оформляется покупка с соблюдением всех правил. Сам заказ комплектуется на складе, где мы имеем возможность хранить огромное количество SKU, которое не разместить ни в одной аптеке. Мы не ожидаем взрывного роста рынка после выхода закона. Вероятнее всего правила игры будут меняться постепенно, и первая версия закона будет накладывать ряд ограничений. Например, доставкой лекарств, вероятно, смогут заниматься только курьеры с фармацевтическим образованием с соблюдением условий транспортировки и хранения лекарств. Стоимость такой услуги будет высокой, и она будет востребована только узкими сегментами клиентов.
Материал по теме

Рост цен на лекарства вынуждает покупать меньше, но чаще

Материал по теме

Онлайн-канал в покупке аптечных товаров в 2023 году: аналитика Data Insight

Материал по теме

Эксперимент по онлайн-торговле рецептурными препаратами провалился?

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Спрос на специалистов в сфере маркетплейсов вырос в два раза в 2023 году

current-theme

WB vs Ozon, Яндекс Маркет vs Мегамаркет: анализ лидеров рынка маркетплейсов в iOS и перспективы для новичков

current-theme

Россияне весной увеличили траты в онлайн-покупки

current-theme

Ozon: больше половины селлеров запустили свой первый бизнес именно на маркетплейсах

current-theme

WildBerries тестирует программу лояльности для селлеров?

current-theme

Топ-менеджеры крупного российского ритейла обсудят стратегии роста на 2024 год — в прямом эфире

current-theme

Результаты X церемонии награждения CRM Rating: рейтинг проектов внедрения и CRM-персон

current-theme

Почта России кратно увеличила объём услуг для рынка eСommerce в логистических центрах

current-theme

Почта России будет выдавать заказы из Яндекс Маркета по всей России

current-theme

АУРЭК подсчитала убытки партнёров Ozon от нового сбора

current-theme

Постоплата обгоняет предоплату: исследование PIM Solutions

current-theme

Россияне и спонтанные покупки: исследование AliExpress

Актуальное сейчас

Спрос на специалистов в сфере маркетплейсов вырос в два раза в 2023 году

По данным сервиса "Мое дело", к концу года количество продаж на маркетплейсах выросло более чем в 5 раз, в сравнении с первым кварталом 2023 года. Более того, наблюдался стабильный рост востребованности спе...

WB vs Ozon, Яндекс Маркет vs Мегамаркет: анализ лидеров рынка маркетплейсов в iOS и перспективы для новичков

В борьбе за превосходство на рынке приложений маркетплейсов, где каждый участник стремится вырваться в лидеры, ключевую роль играет не только ассортимент, удобство и уровень сервиса, но и умение правильно вы...

Россияне весной увеличили траты в онлайн-покупки

С приходом весны россияне стали заметно чаще совершать покупки онлайн. По данным системы расширенной аналитики для управления товарным бизнесом на маркетплейсах JVO и службы внутригородской доставки "Даркст...

Ozon: больше половины селлеров запустили свой первый бизнес именно на маркетплейсах

Ozon провел опрос среди своих продавцов и узнал, почему маркетплейсы становятся первой площадкой для начала бизнеса, а также выяснил, как предприниматели оценивают свои первые результаты.  Согласно д...

WildBerries тестирует программу лояльности для селлеров?

В профильных ТГ-каналах появилась информация о новой программе лояльности, которую якобы тестирует WildBerries. Судя по надписи "beta" на распространяющемся по сети скриншоте, функция пока развёрнута лишь н...

Топ-менеджеры крупного российского ритейла обсудят стратегии роста на 2024 год — в прямом эфире

Представители OBI, "Рив Гош", "Магнит" и "Домовой" обсудят стратегии роста в своих индустриях. 2 апреля в 15:00 мск состоится CEO Summit 2024 - online-встреча топ-менеджеров крупных российских компаний (DYI...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.