Создатели онлайн-аптеки "36,6" рассказали о своем проекте

Игорь Бахарев

Недавно компания "Аптечная сеть 36,6" (управляет сетями "Горздрав" ,"36,6", "Норма" ) запустила интернет-аптеку 366.ru . Главная цель проекта - запустить канал онлайн-продаж. В аптечной сети рассчитывают, что эта площадка поможет нарастить долю интернет-продаж в общей структуре выручки "36,6" с 1% до 10% уже к середине 2018 года. Интернет-аптека объединила все офлайн-точки сети, в которой более 1700 аптек.

Мы побеседовали с менеджером проектов ecommerce-агентства Aero (подрядчики, занимавшиеся созданием этого сайта) Никитой Орловым и начальником отдела интернет-маркетинга и аналитики проекта 366.ru Александром Скуридиным

Расскажите, с чего начался этот проект?
Никита Орлов (НО): «36,6» пришли к нам с задачей запустить интернет-аптеку в короткий срок. Была сформулирована бизнес-модель и выбрана платформа. Необходимо было разработать дизайн витрины с нуля, учитывая возможности и ограничения платформы, погружаясь в особенности фармацевтического рынка.

Александр Скуридин (АС): Понимание необходимости выхода в интернет было давно, однако поводом для перехода к активным действиям стало обсуждение разработки закона, определяющего правила дистанционной торговли лекарственными средствами. Открытие раздела «Аптека» на сайте Ozon.ru в марте 2017 стало первым шагом, давшим нам понимание спроса на услугу онлайн-заказа лекарств с доставкой в аптеку.

Какую задачу поставили в 36,6? Чего следовало достигнуть?
НО: Цели проекта были: запустить канал онлайн-продаж, объединить в интернет-аптеке офлайн-точки всех розничных сетей, реализовать возможность онлайн-торговли к моменту снятия законодательных ограничений. От нас требовалось разработать клиентскую сторону проекта: UX и дизайн-концепцию, адаптивный интерфейс сайта. Разработка велась на платформе SAP Hybris, и ввиду очень сжатых сроков от интеграторов была установка базироваться на стандартных возможностях платформы с минимумом изменений. Но при детальном изучении пользовательских сценариев все же было решено использовать оригинальные дизайн-решения. Несмотря на это, сроки были для нас рекордными: весь проект сделали меньше чем за 2 месяца.
Создатели онлайн-аптеки 36,6 рассказали о своем проекте - 1
В чем особенности вашего онлайн-проекта? В чем отличие от офлайна?
СА: Онлайн-покупатели имеют возможность быстро сравнивать предложения продавцов и выбирать лучшую цену. Многие также опасаются подделок, заказывая у неизвестных продавцов в сети.
Именно поэтому мы сразу поставили перед собой задачу предоставить пользователям привлекательные цены в Интернет-аптеке 366.ru. При этом, являясь лидером отечественного фармритейла, мы гарантируем клиентам качественный сертифицированный товар и удобный сервис.
В чем особенность каталога интернет-аптеки?
АС: Во-первых, лекарственные средства – это специфический товар, который часто назначается врачом, а не является объектом выбора покупателя на основе его предпочтений и изучении характеристик товара. Во-вторых, категоризация лекарственных средств в профессиональной среде фармацевтов сильно отличается от того, как определяют типы препаратов обычные покупатели. Покупатели, как правило, оперируют симптомами, поэтому альтернативные варианты навигации, такие как поиск по симптомам и заболеваниям, должны дополнять основной каталог. На первое место в навигации интернет-аптеки выходит поиск. Мы с самого начала работы над дизайном уделили ему много внимания, и сейчас, уже добившись хороших результатов, понимаем, что мы стоим только в самом начале нашего пути оптимизации поисковой выдачи.

НО: Мы провели большое исследование, чтобы понять, как оптимально построить каталог и меню. Почти сразу стало понятно, что меню на аптечном сайте – это второстепенный элемент навигации. Лекарств очень много, названия специфичные, как правило, покупатели ищут что-то конкретное, и по каталогу это делать сложно и долго. Важен поиск, именно он – ключевой элемент навигации: люди приходят и забивают название лекарства, которое услышали в рекламе или которое прописал врач. Поэтому поиск мы сделали большим и заметным.

Каталог группируется через типы препаратов: «лекарства», «БАДы», «Для детей и мам» и пр., дальше выстраиваются лекарства по типам болезней. Список и более точную структуру нам предоставили фармацевты.

Для каждого товара есть предпросмотр карточки, куда вынесены ключевые данные, которые, во-первых, помогают точно идентифицировать препарат, во-вторых, сравнить его с другими в этой же выдаче. Человек, например, может уже в каталоге увидеть, что действующее вещество одно, а страны-производители – разные. 

Создатели онлайн-аптеки 36,6 рассказали о своем проекте - 2
Какие особенности у карточки товара на сайте?
НО: Карточка – самый сложный интерфейс во всей цепочке покупки. Во-первых, специфична логика использование фотографий. В каталоге картинка играет важную роль. Есть препараты с похожей упаковкой, отличающиеся важным элементом, например, таблетки от горла с обезболивающим и без обезболивающего. Покупателю удобно видеть это сразу в каталоге. Но в отличие от большинства категорий в интернет-торговле, где конверсия сильно зависит от качества фотографии, в лекарствах в карточке товара это правило не работает, фотографии “в интерьере” и в процессе использования не нужны.

Свойств и характеристик у товара в аптеке тоже практически нет – как правило, это только описание. Зато оно очень длинное, и все в нем имеет значение. Бывает, инструкция занимает пару листов текста. В результате, компоновка карточки товара не совсем стандартная: основные блоки – это небольшая фотография, цена, информация о производителе, форма выпуска и количество товара в упаковке.

Иначе располагаются и блоки с апсейлами и кросс-сейлами. «Новинки» и «С этим покупают» мы не стали использовать – для аптеки они не очень уместны. Вместо них на карточке появились блоки «Другие формы выпуска» и «Аналоги». Они отображаются через выпадающий список.

Как устроен поиск товаров?
НО: На первом этапе поиск реализован стандартно: по названиям лекарств, брендам, разделам, но планируется расширить функционал и сделать возможным поиск по болезням и по основным запросам, вроде «головная боль» или «лекарства от насморка».
Что было из необычных решений?
НО: Слайдер, в который можно вставлять сезонные подборки лекарств. Например, когда начинается эпидемия гриппа, то туда можно ставить подборки лекарств от гриппа, а летом можно делать подборку кремов защиты от солнца.
Как в дальнейшем планируется работа с остальными брендами сети? Ведь сейчас интернет-аптека, по сути, объединяет их все.
АС: Мы не планируем никаких специальных изменений с запуском «Интернет-аптеки 366.ru». Каждый из брендов будет работать со своей аудиторией. Аптеки «36,6», «ГОРЗДРАВ», «А5» и других брендов будут только выполнять роль пунктов выдачи заказа.
Как сейчас организована работа с заказами, с учетом законодательных ограничений? И что изменится, когда эти ограничения снимут?
АС: Мы строго соблюдаем существующие ограничения. Забрать оформленный на сайте заказ можно только в аптеке, где и оформляется покупка с соблюдением всех правил. Сам заказ комплектуется на складе, где мы имеем возможность хранить огромное количество SKU, которое не разместить ни в одной аптеке. Мы не ожидаем взрывного роста рынка после выхода закона. Вероятнее всего правила игры будут меняться постепенно, и первая версия закона будет накладывать ряд ограничений. Например, доставкой лекарств, вероятно, смогут заниматься только курьеры с фармацевтическим образованием с соблюдением условий транспортировки и хранения лекарств. Стоимость такой услуги будет высокой, и она будет востребована только узкими сегментами клиентов.
Материал по теме

Фармацевтика осваивает подписную модель

Материал по теме

Российский рынок онлайн-продаж лекарств демонстрирует значительный рост

Материал по теме

Российский фармацевтический eСommerce трехкратно ускорился в 2024 году

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.