По какому пути развивать свой e-commerce? Инфографика

Игорь Бахарев

Компания Forrester Research прогнозирует, что в 2022 году более 70% всех онлайн-покупок произойдет на маркетплейсах. Есть ли в таких условиях место классическому интернет-магазину? Какой путь должен пройти стандартный eСommerce, чтобы масштабироваться? Андрей Павленко, СЕО IT-компании Scallium, которая разрабатывает большие маркетплейсы, разобрал путь поэтапный путь ритейла от классического онлайн-магазина и маркетплейса к полноценному супераппу. 


5 шагов развития e-commerce

Маркетплейс — это платформа, на которой функционируют множество различных игроков (от владельца маркетплейса, контент-менеджера, бухгалтера до каждого отдельного мерчанта). 

Чтобы стать маркетплейсом, e-commerce обычно проходит классический путь становления: 

1. Стандартный e-commerce (интернет-магазин)

2. Дропшиппинг e-commerce

3. Маркетплейс системного типа

4. Маркетплейс, который можно масштабировать

5. Экосистема — модель-платформа, способная к саморазвитию

Как видим, существует не одна модель бизнеса в e-commerce. Мы можем начать со стандартного интернет-магазина и расти постепенно до самого последнего (последнего ли?) этапа — экосистемы. 



Если вы решили создать маркетплейс, то основное — осознать существенную разницу между всеми этапами в контексте операционных процессов. В таком случае данный путь пройдет без потерей в доходах.

Стандартный e-commerce (шаг №1)

Все происходит в линейной конструкции: от ценностей бизнеса к потребителю. К слову, существуют достойные интернет-магазины, которые в процессе становления обретают силу и становятся прибыльными — им совершенно не обязательно становится маркетплейсами. 

Преимущество стандартного e-commerce — в достойном уровне контроля всех процессов. Однако существует минус — это слабая масштабируемость, ведь в данном случае бизнес ограничен ресурсами.



При этом вся операционка возлагается на команду интернет-магазина: 


  • Digital-маркетинг

  • Оформление карточек товара

  • Уточнение стоимости и нахождения на складах

  • Управление ассортиментом

  • Оплата/выписка чеков

  • Отправка товара

  • Работа с клиентами и возврата


Если вы планируете масштабировать бизнес, то вам нужно делать ставку на увеличение операционных расходов. Но в таком случае у вас растет и количество точек контроля. 

Эволюционный путь для стандартного e-commerce — расти за счет дропшиппинга. 

Дропшиппинг e-commerce (шаг №2)

Это иной уровень процессов (более совершенный), поэтому его можно считать переходным.

Здесь товары доставляются благодаря базе поставщиков, с которыми сотрудничает интернет-магазин. Конечно, мы еще далеки от маркетплейса, ведь управление ассортиментом не является автоматизированным.

Товары в большинстве случаев поставщик отправляет магазину в Excel, но все карточки загружаются на витрину вручную, а это все ложится на плечи сотрудников интернет-магазина. Конечно, магазин разгружается от части ответственности и отдает часть работы сторонним партнерам, хотя остается с другими процессами: от управления ассортиментом до сопровождения всех сделок. 


Данная модель не может оперативно откликаться на то, что запрашивает рынок. Также дропшиппинг тяжело поддается масштабированию, потому что расходуется время на нахождение вендоров и увеличение ассортимента в целом. 

Но тут уже проще, чем когда вы находитесь на стадии классического e-commerce, ведь вы не покупаете товар и не храните его у себя на складе. Главный фокус вашего бизнеса меняется, и вы в одном шаге от маркетплейса. 

Маркетплейс системного типа (шаг №3)

Чем маркетплейс отличается от дропшиппинг интернет-магазина? Вы создаете IT-среду, платформу, на которой продажи осуществляют другие продавцы (мерчанты).  

Еще позавчера мы продавали сами, а сегодня уже создаем платформу для других продавцов. Это маркетплейс. Это то, куда движется сейчас весь e-commerce, вслед за Amazon, Alibaba, Walmart и другими мировыми игроками. 

Управление маркетплейса отличается от стандартного e-commerce. Подавляющее количество процессов отныне передается мерчантам. 

Разумеется, необходимо время для создания эффективной среды для всех. Нужно проводить тесты в самих моделях бизнеса, и в абсолютно всех процессах. Все гипотезы и предположения во время оперативного тестирования и создадут ваш маркетплейс с нуля. 

Хочу заметить, что здесь оперативная проверка гипотез еще достаточно сложная (не в пример следующей стадии), однако теперь у вас есть все необходимое, витрина имеет взлётную дорожку для масштабирования с арсеналом в сотни, а потом и в тысячи продавцов. 

Но чтобы превратиться в full-маркетплейс, мало интегрировать IT-платформу с интернет-магазином. Изменения в работе с поставщиками и клиентами должны отражаться на уровне стратегии бизнеса. Ведь у вас теперь не один клиент, а минимум два: покупатель и мерчант.

Необходимость изменения бизнеса — самый главный нюанс такой модели. Да, он сложен, но в итоге вы получаете возможность для роста, динамики.

Маркетплейс, который можно масштабировать (шаг №4)

Если вы уже имеете налаженную IT-инфраструктуру, то большая часть процессов функционирует сами по себе: управление продавцами, загрузка контента, аналитика продаж и пр. Кроме того, производится расчет бонусов/санкций для поставщиков на основе автоконтроля SLA. Добавляется функционал и для мерчантов: рекомендации, похожие товары в цепочке, перечеркнутая цена. 


Ваш бизнес постепенно обретает гибкость. На данном этапе, кроме налаженной работы бэк-офиса маркетплейса, появляется автоматизация и интеграция с другими IT-решениями. Именно они помогают бизнесу увеличивать оборот. Заметьте: на этапах, которые мы разбирали выше, всё это не могло осуществиться. Для того чтобы взлететь, нужно пространство, поэтому четвертый этап предоставляет возможность разогнаться. Здесь к вашему маркетплейсу подключаются CRM, системы работы с заказами и отправками, общение мерчанта с покупателем, биллинг, система работы с ценообразованием, аналитика BI и так далее.

Мы в Scallium считаем, что особенность данного этапа — адаптивность. Мы оперативно реагируем на внешние обстоятельства рынка и среды. Кроме того, компаниям несложно протестировать новые гипотезы. 

Экосистема e-commerce (шаг №5)

Это модель, которая способная к саморазвитию. Экосистема всегда в процессе трансформации и дает клиентам с каждым разом все больше возможностей.

Рассмотрим следующий кейс.

Шведская транснациональная корпорация IKEA, стремясь к данному этапу, не просто продает мебель, но и предоставляет услугу сборки мебели. Чтобы реализовать данную услугу, они в свое время приобрели компанию TaskRabbit. 

Также возьмем пример Amazon. Американский интернет-гигант запустил рекламный бизнес, который на сегодняшний день является третьим в Штатах. Первое и второе место соответственно занимают Google и Facebook. Лишь за несколько лет выручка от их деятельности перешагнула за десять миллиардов долларов.

Поэтому существенная особенность экосистемной модели — это то, что есть несколько много единиц ценности и много участников платформы. 

Зачем это нужно ритейлу? Все просто. Вы имеете больше продавцов, значит имеете большее количество товаров, а значит у вас много трафика. Вы можете монетизировать этот трафик разными способами, добавляя к своей бизнес-структуре другие смежные сервисы и услуги. 


Еще 5-7 лет назад открыть интернет-магазин можно было только, если у вас есть большие средства, опыт, профессиональная IT-команда. Позднее появились решения под ключ — так называемые конструкторы по созданию сайтов.

Сейчас пришла эра маркетплейсов. И уже на рынке есть десятки предложений от IT-компаний, которые помогут вам запустить маркетплейс, научат с ними работать, и благодаря этой модели — зарабатывать.

Материал по теме

В кабмине выступят против закона о маркетплейсах

Материал по теме

Почему опасно делать маркетплейсы единственным источником продаж

Материал по теме

Росаккредитация проверила более 21 млн карточек на маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.