"От двери до двери": как оптимизировать поставки товаров из Китая

Игорь Бахарев

Товарооборот России с Китаем за прошлый год вырос на рекордные 26,7% - до $281,17 млрд. Из-за проблем с доставкой товаров из ЕС и США это направление стало ключевым для российского ритейла. О том, как правильно построить логистические цепочки и на чем сэкономить в процессе рассказала генеральный директор российско-китайской компании по мультимодальным и контейнерным перевозкам Holding Finance Broker Татьяна Кулябина.

Как товар попадает из Китая в РФ

Сначала груз со склада производителя доставляют в порт - автомобильным, речным или ж/д транспортом. 

Затем его грузят на судно, идущее в Россию. В зависимости от маршрута, путь занимает несколько недель. 

По прибытии груз оформляют на таможне. Для этого заказчик подает декларацию - сам или при помощи брокера. Последний вариант предпочтительнее, так как любая ошибка может стать поводом для дополнительных проверок, штрафов или даже изъятия партии. Обычно оформление занимает 1 рабочий день, но в некоторых случаях товар могут задержать до двух месяцев. 

После всех таможенных процедур партию увозят на склад покупателя. При этом выгружать товар с судна могут в одной точке порта, а загружать в автомобиль - в другой. Поэтому нужно позаботиться также о внутренней логистике. 

Если организовать весь процесс правильно, можно сэкономить от 30 до 50%. 

Совет: Исследуйте маршрут груза от производства до вашего склада, выявляя возможности оптимизации и снижения издержек.

 

Как выбрать способ доставки

Есть три главных способа доставить товар из Китая: 

1. Морем

Это самый недорогой и безопасный способ. Он идеально подходит для крупных партий: при доставке морем почти нет ограничений по размеру и весу перевозимого груза. Таким путем чаще всего доставляют технику, оборудование, стройматериалы, сырье и товары народного потребления. При этом морские суда реже всего попадают в аварии и не сталкиваются с задержками из-за загруженности маршрута.

В Китае более 300 международных портов, среди которых основные: Шанхай (самый большой в мире), Шеньжень, Гонконг, Сямынь, Нинбо, Циндао, Янтьянь и др.

Это значит, что покупателю легко найти подходящее место для отправки в Россию, как географически, так и в плане тарифов. Сами порты оснащены современной инфраструктурой, а многие процессы автоматизированы. 

Главный минус - большие сроки: в среднем, 25-45 дней, включая таможенное оформление. Это может быть критично для сезонных и скоропортящихся товаров, а некоторые из них - включая продукты питания - и вовсе запрещены к перевозке.

2. По суше

Это способ, который часто используют для доставки товаров в точки, удаленные от морских портов, которые могут принимать международные суда. Основные порты для доставки грузов в РФ из Китая: дальневосточные, Балтийские порты и Новороссийский. Поэтому наземный транспорт здесь особенно актуален. 

Чаще всего выбирают ж/д перевозки, где грузы перевозят в специальных контейнерах. В основном, это цемент, нефтехимия, металлопрокат и стройматериалы, а также автомобили, зерно и товары народного потребления. Контейнерные поезда следуют без остановок, что ускоряет доставку: время в пути, в среднем, занимает от 15 до 35 дней, при этом груз придет строго по графику, а отследить его можно в каждой точке маршрута. Ограничений по объему нет, а доставить товар можно в самую удаленную точку. 

Автомобильные перевозки подходят для доставки более мелких партий в приграничные города и там, где поблизости нет ж/д станций. Такой способ разрешен практически для любых категорий товаров и позволяет гибко строить маршрут, меняя его при необходимости. Однако такая доставка обходится дороже, чем ж/д, да и факторов риска гораздо больше: поломка, климатические условия, проблемы с топливом, дорожные работы, пробки, состояние водителя.

3. Самолетом

Самый дорогой и быстрый способ, который используют для срочных и ценных грузов: в среднем, на доставку уходит 1-3 дня. Доставить самолетом товары можно из Пекина, Шанхая, Гокнконга, Гуанчжоу или Саньи в аэропорты, где есть грузовые таможенные терминалы. Для этого используются в основном такие аэропорты, как Домодедово и Шереметьево в Москве и Пулково в Санкт-Петербурге. После этого товар еще нужно доставить до конечного покупателя. 

Помимо высокой цены, при авиаперевозках действуют ограничения по весу и объему, а среди главных факторов риска - нелетная погода и закрытие аэропортов и задержки рейсов. Есть особые требования к упаковке и документации, а также категориям товаров: например, нельзя перевозить опасные, легковоспламеняющиеся и технически сложные грузы. 

Однако большая часть покупателей пользуется комбинированными или мультимодальными перевозками: когда, например, сначала товар со склада в Китае по суше, железной дороге, которые, к слову, весьма технологичны в "поднебесной", доставляют до ближайшего порта, потом морем в Россию, а здесь - поездом или автомобилем до конечной точки. Это позволяет сократить время в пути и снизить издержки, сведя к минимуму неблагоприятные факторы. 

Среди наших заказов в 2023 году около 80% пришлось на доставку по суше, из них 70% составили ж/д перевозки. Морские оказались на втором месте с долей в 15%, а на последнем - авиа. Однако для 80% грузов клиенты выбирают комбинированные перевозки несколькими видами транспорта.

Совет: Применяйте мультимодальные перевозки для большей гибкости, используя несколько способов доставки в зависимости от конкретных условий. Рассмотрите морские перевозки для больших партий товаров, сухопутные для удаленных регионов, и авиаперевозки для срочных отправлений.


Морские перевозки: что нужно знать

Распределение ответственности при международных морских грузоперевозках регламентируется специальным документом - INCOTERMS 2020. Отправляя груз, заказчик может выбирать из трех вариантов: 

  • EXW (Ex Works) - когда заказчик или транспортная компания самостоятельно забирает товар со склада и доставляет его в Россию, включая таможенную очистку груза. Такой вариант подходит тем, кто часто закупает товары небольшими партиями, например под заказ.

  • FOB (Free On Board) - когда поставщик доставляет партию в порт, грузит на судно и на этом его обязанности заканчиваются.

  • CIF (Cost, Insurance, Freight) - когда вся логистическая цепочка ложится на продавца, а заказчик занимается только оформлением на таможне и оплачивает импортные пошлины. Также покупатель может, за свой счет, оплатить расширенную страховку товара на всем пути следования.

Последний способ - наиболее простой и безопасный для заказчика, особенно если речь идет о крупных партиях особо ценного груза. Однако услуги поставщика могут обойтись дороже посредников, которые специализируются на международных грузоперевозках.

Совет: Выбирайте условия поставки согласно вашим потребностям и оптимизируйте страхование для максимальной безопасности груза.


Как сэкономить на доставке из Китая

  • Консолидация грузов - объединение нескольких партий от разных заказчиков в одну. Так вы сэкономите до 10% не только на доставке, но и стоимости товара, за счет крупного опта. Такой вариант особенно подойдет тем, кто заказывает небольшие партии. - до 100-200 кг, практически любых категорий. Стоит учесть, что сроки растаможки сборного груза обычно больше, чем у обычного.
  • Крупные заказы: чем больше партия, тем дешевле доставка для каждой единицы товара. Кроме того, для крупных оптовиков и поставщики, и логистические компании часто предоставляют дополнительные услуги. Подходит для тех, кто заказывает товары для длительного хранения, рассчитанные на оптовых покупателей и круглогодичный спрос.
  • Грамотная упаковка: если переупаковать партию, можно уменьшить занимаемое ей место, а значит - снизить расходы на транспортировку. Иногда упаковка помогает даже уменьшить вес: например, используя вакуум или деревянную обрешетку вместо полностью деревянных ящиков. Это позволит сэкономить десятки тысяч рублей на каждой партии.

Оптимизация каждого этапа поставочной цепочки и внимание к деталям условий поставки позволяют компаниям не только улучшить свою конкурентоспособность, но и сделать логистические операции более эффективными и экономически выгодными.

Материал по теме

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Материал по теме

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.