Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина

Игорь Бахарев

Какой магазин в Рунете "самый-самый"? Всё зависит от оценки. Кто-то предпочитает верить рейтингу E-Commerce Index TOP-100 от Data Insight и Ruward, кто-то следит за «Рейтингом Рунета», а кому-то милее Forbes или данные агентства «InfoLine-Аналитика». Главный аналитик Price.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Петровский предложил любопытный способ составить свой собственный рейтинг онлайн-магазинов. 

Начнём с конца — что получается на выходе: рейтинг онлайн-магазинов по техническому качеству сайтов.

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 1
сводный рейтинг сайтов интернет-магазинов (главная, продуктовый раздел, карточка товаров)

 

Рассмотрим — каким образом простой технический аудит может рассказать о качестве сайта интернет-магазина (и не только).

Первым делом, когда речь заходит о стратегии конкретного проекта , глубоком и глубинном видении сектора, изучения конкурентного окружения и прочей полезной высокодуховной пище — нелишне первым делом изучить — куда приходит трафик. Ответ на техническом языке: на посадочные страницы. То, куда приходит конкретный, адресный, целевой поток пользователей. То самое место, где формируется первое впечатление и где подкрепляется внимание лояльной, ядерной аудитории.

Посадочные страницы  — не только витрина проекта, но и окно в головы разработчиков, бизлидов, руководства, собственников; это возможность изучить их приоритеты и оценить жирность тараканов.

Посадочные страницы — это и точка контактов с поисковыми машинами (Google/Yandex/Bing/…) — именно сюда заходят поисковики, исследуя как структуру сайта, так и поведение посетителя конкретных браузеров (да, Ваш браузер скорее всего передаёт историю визитов на сторону поисковиков).

Посадочные страницы — и это важно! — то, куда ведётся органический и коммерческий трафик. SEO — именно про это.

 

Попробуем описать основные метрики посадочной страницы с точки зрения браузера и поисковика.

Скорость загрузки : чем больше размер страницы, тем медленнее она грузится (вне зависимости от ширины канала).

Чем больше размер страницы — тем браузер затрачивает больше времени на т.н. “ рендеринг ”: преобразования потока текста и братской могилы картинок в единое визуальное полотно.

Чем больше времени на скачивание и рендеринг — тем, по идее, больше т.н. “ bounce rate ” — показатель отказов. То есть тот процент пользователей, которые уходят — исчерпав лимит первичного доверия.

Проводились специальные исследования английскими учёными на предмет влияния размера и сложности сайта с бизнес-показателями (покупки для магазинов, наращивание ядра для СМИ):

— Вас, медийщики, это тоже касается.

… список бесконечный, да.

Итак, у нас есть некий набор связанных технических факторов , порождающих веер последствий: размер посадочной страницы, время загрузки, структура страницы (из каких компонентов она состоит).

Приступаем. В качестве основы используем сайт GTMetrix.comОн использует два механизма: PageSpeed (от Google) и YSlow (от Yahoo!).

Общие моменты : эти инструменты загружают с помощью браузера страницу (замеряя время и объём) и разбирают его структуру (по массе факторов — кешируемые заголовки, оптимизированы ли картинки (сжатие JPEG, масштабирование больших картинок в браузере, используется ли быстрый CDN, сжаты ли огромные JS и т.д.)

Например, результат для страницы категории (смартфоны) сайта МВидео

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 2

Картинка раздела сайта (правильно ли отрендерилось?), откуда (Ванкувер, Канада), используемый браузер (Firefox, Desktop)…

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 3

Самое интересное — грейды (scores ).

Score должно быть зеленоевыше 90% .

Запоминаем (пригодится дальше): чем выше Score, тем лучше . Чем ниже время загрузки — тем лучше. Чем меньше размер страницы — тем лучше. Чем меньше количество запросов — тем лучше.

Для страницы раздела Смартфоны сайта MVideo.ru — детализация факторов, повлиявших на формирование Score:

  • огромное количество редиректов:
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 4
  • Из 1.47Мб общего размера страниц — почти половина — JavaScript, рендеринг которого замедляет выдачу страницы.
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 5
  • Количество DOM-элементов на странице — 4716! Монстры.
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 6

… и так далее — на сайте GTMetrix исключительно подробная документация и советы по оптимизации.

 

Приступаем к магии среднего геометрического

Когда у вас есть численный суп из разных показателей (проценты, секунды, байты, количество запросов ) — среднее геометрическое позволяет свести их вместе.

Например, надо сформировать рейтинг смартфонов: погружаем туда цену, мегапикселы камеры, диагональ, размер памяти, скорость по нескольким бенчмаркам, вес — вообщем, всё что есть в ТТХ — и загружаем в одну огромную таблицу. Накидываем =СРГЕОМ()  — и вуаля!

Важно! Придётся составлять две таблицы: 1) с прямыми численными показателями и 2) с частично инвертированными данными. Большой размер — это плохо (поэтому подставляем показатель 1/{размер} ). Время — чем меньше, тем лучше — поэтому тоже подставляем показатель {1/время} .

“Прямая” таблица — просто собираем показатели вместе:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 7

Ещё раз: нам надо привести эти данные к единому знаменателю “хорошести”. Большой размер — плохо. Много запросов — плохо. Большое время загрузки — плохо.

Инвертируем — таблица с главной страницей, в averaged score  — набрасываем среднее геометрическое по численным значениям в столбце.

Выглядит это так:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 8

На выходе — красота:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 9

Рефлексируем (волнуемся): Wildberries  — в лидерах ( Тане Бакальчук — твёрдая пятёрка с жирным плюсом)!

У Юлмарта (странные скандалы последнего месяца в лентах новостей, anyone?) — самый противный, неприятный score.

Момент истины  — место, куда заливается такой дорогой трафик, дающий прямые покупки от наших нежных приятных лояльных посетителей. i/  — признак инверсии {1/показатель} :

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 10

Сюрприз: в Алиэкспрессе понимают важность карточки товара. Там посетителя, покупателя — любят и уважают.

Теперь сводим всё вместе и вычисляем интегральный рейтинг (сверху), среднегеометризируя скоринги главной страницы, страницы раздела и карточки товара:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 11

И получаем на выходе тот самый рейтинг, который я приводил в начале статьи:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 12
сводный рейтинг сайтов интернет-магазинов (главная, продуктовый раздел, карточка товара)

Сюрприз.

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 13

Посмотрим по столбцам некоторых участников забега: Алиэкспресс активно работает с привлечением трафика на карточки товара , поэтому score с погружением в глубину увеличивается. При их габарите (около 3.5 млн визитов в сутки; у топ российского е-коммерс — порядка 800 тыс ) собирать трафик на главную страницу можно только с тизерок на охлаждающуюся аудиторию и рекрутируя тех случайных посетителей, кто ещё не знает — что такое сила китайской кросс-бордерной торговли. Чем ближе к корзине заказа, тем интенсивность вылизывания кода и скорости нарастает: никто не хочет потерять покупателя на огромной, перегруженной графикой и кодами странице.

Юлмарт и Связной вызывают у меня грусть и печаль : самые низкие показатели score практически по всем регистрируемым показателям. Огромные бюджеты на пиар, дисплейную и наружную рекламу за всего годы существования ещё удерживают лояльную аудиторию — но простой технический момент работает на истощение собственного ядра (которое уходит к конкурентам).

У Wildberries  — самая лёгкая главная страница. Именно здесь происходит захват новой аудитории (с акциями, промо, купонами и прочей вкусняшкой). Именно здесь встречается мир оффлайна с онлайном. Именно здесь закладывается фундамент для роста просмотра глубины страницы и времени пребывания на сайте .

Предупреждение : не следует слепо доверять главному аналитику и топ-эксперту, мнению рынка и западным страничкам. Проверяйте! A/B тесты никто не отменял.

Ровно такая же механика применима и к другим проектам: пользуйтесь, пользуйтесь магической силой среднего геометрического.

Дальше включается история с анализом трафиковых каналов — здесь вступает горделивой могучей походкой Его Величество SimilarWeb.

О нём — в другой раз.

Алексей Петровский, Price.ru

Материал по теме

Объявлены Лучшие магазины 2023 года по мнению покупателей

Материал по теме

Рейтинг транспортных компаний России 2023 по версии Main Transport

Материал по теме

AWG и Data Insight назвали самых омниканальных ритейлеров

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Яндекс.Маркет выведет на рынок одежды собственные бренды

В марте 2024 года Яндекс подал заявки на регистрацию товарных знаков Tame, Muted и Humanform. Как стало известно "Ъ", компания планирует развивать направление собственных брендов одежды в среднем ценовом се...

Ozon пошёл на уступки владельцам ПВЗ (или нет)

После протестов владельцев ПВЗ Ozon, возмущённых новым сбором, который вводит площадка, представители компании провели ряд встреч с партнерами и профильными ассоциациями. В результате в Ozon вроде бы принял...

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Как трансформировался спрос на доставку на маркетплейсы, изменились требования селлеров и как менялась эта услуга в последние несколько лет рассказал руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер С...

Доставка еды в России: суши vs пицца

Спрос на доставку еды в России в 2023 году вырос на 31% по сравнению с 2022 годом. Об этом свидетельствуют данные исследования онлайн-академии MAED.  Суши остаются лидером по популярности, но пицца б...

Яндекс Маркет и GFK: Как москвичи покупают в онлайне

В ежегодном опросе Яндекс Маркет и компания GfK Rus проанализировали потребительские тренды интернет-покупателей из Москвы. Эксперты выявили основные паттерны поведения и предпочтения жителей города при сов...

Что россияне покупают весной на маркетплейсах: аналитика Мегамаркет

Мегамаркет проанализировал ежегодные весенние покупки пользователей на площадке и составил прогноз по товарам, на которые продавцам стоит сделать упор в этом сезоне. Согласно статистике, среди пользо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.