В Минпромторге показали "жёлтую карточку" маркетплейсам

Игорь Бахарев

Департамент развития внутренней торговли Минпромторга России провел мониторинг рынка на предмет наличия "проблемных вопросов" во взаимодействии маркетплейсов и продавцов.

Ведомство провело опрос целого ряда профильных организаций и выявило несколько ключевых проблем, с которыми сталкиваются селлеры при размещении товаров на крупных площадках. Минпромторг обратился с письмом (есть в распоряжении E-pepper.ru) к маркетплейсам. В нём просят отчитаться о возможности устранения указанных "проблемных вопросов".

Кому направлено письмо: 

АКИТ, Робо.Маркет, Сбермаркет, Сдэк.Маркет, Ярмарка Мастеров - Livemaster, Яндекс.Маркет, AliExpress Россия, Avito, GlobalRusTrade, Goods, Lamoda, Ozon, Wildberries.

В нескольких маркетплейсах подтвердили E-pepper.ru, что получили письмо. 

В чем обвиняют маркетплейсы:

1. Внесения изменений в договоры со стороны площадки в одностороннем порядке. Такая возможность зачастую заложена в самом договоре.

2. Сложности в расчете комиссий. Зачастую маркетплейсы не предоставляют простые механизмы по расчету таких комиссий. Мало того, сумму комиссии могут изменить в одностороннем порядке даже без уведомления контрагента.

3. Селлеров побуждают проводить акции и снижать цены на продукцию, чтобы оказаться выше в выдаче. При этом, как говорится в письме, качество товаров не входит в число приоритетов их попадания в «топ» предложений. 

4. В случае отказа от предоставления скидки на товар, этот товар могут снять с продажи или вовсе заблокировать магазин. При этом иногда маркеплейс озвучивает акции в день проведения, рассказывают в Ассоциации компаний розничной торговли.

5. Технически сложная и финансово затратная процедура регистрации личного кабинета, частые случаи запроса инвойсов до начала активных продаж.

6. Строгие упаковочные стандарты (от цветовой гаммы до установления габаритов посылки). Не секрет, что в некоторых маркетплейсах есть, например, минимальный порог веса посылки, в связи с чем возникают курьезы.

7. Высокий процент нарушения целостности товара при операциях внутри склада.

8. Отсутствие возможности проверки и контроля за отчетами о текущих продажах. "Зачастую указанная ситуация приводит к вынужденному «кредитованию» поставщиком деятельности маркетплейсов", - поясняют в Минпромторге.

9. Плохая клиентская поддержка. Бывают ситуации, когда на запросы не отвечают до трех дней, что осложняет работу с контрагентом. Некоторые вопросы решаются до нескольких месяцев.

"Несмотря на то, что сотрудничество с маркетплейсами должно способствовать снижению затрат бизнеса на маркетинг, практически для каждого из них предпринимателям необходимо выделять отдельного сотрудника. Работа в личном кабинете отнимает много времени на заполнение большого количества различных карточек на товары, после чего они проходят модерацию, которая часто занимает порядка месяца", - отмечают в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

10. Отсутствие инструмента оценки покупателями доставки и сбора заказа, что увеличивает количество негативных отзывов и оценок на сам товар.

11. Отсутствие складов/распределительных центров в ряде регионов. При этом нет возможности официально установить разный срок доставки товаров до клиента в зависимости от региона. В результате товар не успевает к сроку, а штрафы за это накладывается на поставщика.

12. Проблемы с доставкой крупногабаритных грузов.

13. Низкое качество программного обеспечения. Сервисы крупных маркетплейсов регулярно не справляются с потоками данных (сервисы регулярно «падают»), что затрудняет своевременную обработку данных, рассказывают в Ассоциации компаний розничной торговли.

Кроме того, каждый макркетплейс имеет свой формат и частоту передачи данных по API, что требует дополнительное время на интерпретацию и интеграцию.

"Затруднена синхронизация цен с маркеплейсами, так как по API не передаются цены в остатках, их можно выгрузить только из личного кабинета, что увеличивает время на работу с ними и ручную сверку цен. При этом, не всегда их можно загрузить на сам маркетплейс (может действовать запрет маркетплейса)", - добавляют в ассоциации.

14. Возможность оборота контрафактной несертифицированной продукции.

"Негативным фактором является появление на рынке контрафактной несертифицированной продукции, а также демпинг цены, за счет того, что участники маркетплейсов могут сбывать продукцию без сертификатов и лицензий (за счет чего себестоимость этой продукции ниже)", - говорят в Ассоциации производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования.

15. Проблемы при продажах товаров, требующих маркировки. 

Макетплейсы понимают, что мерчанты от них очень зависимы и часто этим пользуются, устанавливая несправедливые и неравноправные правила игры. Причем меняя эти правила в свою пользу достаточно произвольно, поясняет глава НАДТ Александр Иванов. При этом зачастую даже если договор заключен добровольно, это вовсе не означает, что этот он может быть признан справедливым и честным.

По его словам, государство обязано регулировать справедливость договорных отношений и следить за тем, чтобы на мерчантов не оказывалось давления.

"Однако, как всегда, есть опасность того, что государством будут приняты избыточные меры. Пока что есть шанс (небольшой) что маркетплейсы добровольно договорятся о единых правилах игры, не ущемляющих их клиентов. Материалы Минторга предназначены именно для того, чтобы "привести в разумение" маркетплейсы. Так сказать, такая добрая "желтая карточка", которая даже указывает, над чем именно надо работать, чтобы сгладить противоречия", - видит Иванов позицию Минпромторга.

Материал по теме

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

Материал по теме

В кабмине выступят против закона о маркетплейсах

Материал по теме

Почему опасно делать маркетплейсы единственным источником продаж

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Структура интернет-потребления в eCommerce в 2024 году: аналитика

В феврале 2024 года россияне тратили на маркетплейсы 11 минут в день, что на 1,5 минуты больше, чем год назад. Это 4% от общего времени, проводимого в интернете. Такие данные приводит со ссылкой на данные M...

Инженеры vs. курьеры: почему студенты идут в доставку

Рынок труда претерпевает изменения. С одной стороны, наблюдается рост спроса на курьеров. С другой стороны, выпускники престижных вузов, например, МГТУ им. Баумана, не могут найти работу по специальности из...

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.