Масштабирование VS Сокращение затрат: какую сторону выбрать компаниям eCommerce?

Игорь Бахарев

Процесс доставки товара является одним из ключевых в eCommerce. Почему и как предприниматели в 2024 будут сокращать свои расходы с помощью оптимизации логистики? Cвоим мнением поделился генеральный директор IT-компании "Логистические программы" (разработчик платформы по управлению логистикой ШЕДЕКС) Роман Кистанов.

В октябре 2023 года компания Актион Финансы провела исследование на предмет сокращения затрат в 2024 году. Выяснилось, что около 60% компаний в 2024 году планируют сократить расходы на логистику в 2024 году. Треть из них намерены оптимизировать загрузку транспорта и сократить количество используемых машин либо пересмотреть логистические маршруты.

Тратить меньше и зарабатывать больше - естественный тренд бизнеса любой сферы. Но если еще несколько лет назад компании активно инвестировали деньги в свои бизнес-процессы, рассчитывая на прибыль и масштабирование, то все шоковые события последних лет заставили пересмотреть эту картину. Сегодня все больше предпринимателей и руководителей переходит в режим энергосбережения - приоритетом номер один становится "главное - не потерять то, что есть".

Период турбулентности, нестабильности и кризиса - эти слова уже стали клише в медиапространстве. И надо отдать должное - российский бизнес всегда с честью и достоинством выходил из самых непростых ситуаций. Но самого большого успеха добивались те компании, которые ставили на первое место не сохранение того, что есть, а фокусировались на росте и масштабировании своего бизнеса.

Что же касается сферы eCommerce, то, конечно, нельзя отрицать влияния нарушения отлаженных цепочек поставок, ухода большинства зарубежных брендов, необходимости быстро менять привычные бизнес-процессы. Компаниям, действительно, пришлось вливать дополнительные средства только для того, чтобы выжить в этот сложный период. Тем не менее, первопричина тенденции к сокращению затрат совсем не в этом.

На протяжении последних лет мы все чаще слышим такие слова от клиентов ШЕДЕКС из сферы электронной торговли - "хочу сократить затраты на логистику и доставку". И с каждым годом количество этих запросов только растёт. И это неспроста.

Логистика и доставка в этой сфере - один из ключевых бизнес-процессов. Получит ли клиент свой заказ вовремя, насколько ему будет комфортно, насколько он будет доволен - от этих и многих вопросов зависит, будет ли он дальше пользоваться этой компанией или уйдет к конкурентам. А учитывая, что привлечение нового клиента в разы дороже, чем удержание лояльного, качество доставки становится наиболее острой.

Однако в логистике есть ещё много факторов и нюансов, которые стоит учитывать - это логисты и диспетчеры, которые строят маршруты, водители и курьеры, которые по ним ездят и многое другое.

И если мы начнем считать возможные риски и потери, то получим такую картину:

- недовольный клиент, который решил больше не связываться с компанией = недополученная выручка с него + затраты на привлечение новых клиентов.

- неэффективные маршруты = износ транспорта + затраты на топливо.

- водители и курьеры, которые иногда халтурят и хитрят при отсутствии должного контроля - у многих компаний до сих пор нет системы мониторинга, и они понятия не имеют, чем занимаются их водители, соблюдают ли они маршруты = неэффективные траты на оплату труда, топлива.

- работа логиста-диспетчера, который зачастую часами строит маршруты вручную = часы работы, которые можно было бы использовать на другие рабочие задачи.

И если все это сложить, то бизнес получает колоссальную сумму потерь.

Для сферы торговли, особенно региональных и локальных компаний, это особенно ощутимо. Поэтому тенденция к сокращению затрат на логистику не вызывает никаких вопросов - все очевидно.

Задумываясь над этими вопросами, бизнес пытается найти решения, позволяющие оптимизировать процессы.

Их не так уж много:

- Аутсорсинг логистики. Это, безусловно, выход, однако пропадает контроль над качеством доставки, сохранностью груза и своевременностью получения заказа.

- Сокращение автопарка. В этом случае увеличивается нагрузка на используемый транспорт и как следствие - затраты на ремонт и обслуживание, увеличиваются сроки доставки заказов и грузов.

Не всех участников рынка устраивают такие варианты. Поэтому в последние годы приобрело популярность специальное программное обеспечение - маршрутизаторы, системы мониторинга и комплексные системы по управлению логистикой. Бизнес увидел в них потенциал для решения собственных задач. Однако и здесь не обходится без трудностей. Многие предприниматели считают, что внедрение таких инструментов им не по карману и позволить его себе могут только крупные компании. 

Еще несколько лет назад это, действительно, было так - нужен был полноценный IT-отдел и миллионные инвестиции. Сегодня же все обстоит совершенно иначе. На рынке есть выбор решений по оптимизации логистики, которые доступны бизнесу. Но стоит обратить внимание на то, насколько программа способна к решению задач компании и адаптирована к нюансам ведения деятельности.

На сегодняшний день сфера электронной коммерции активно осваивает инструменты оптимизации логистики и этот тренд будет только развиваться дальше. Это связано с тем, что технологические решения позволяют справиться с теми рисками и потерями, с которыми приходится сталкиваться:

- удержание клиентов за счет контроля своевременной доставки, возможности собирать отзывы и оперативно реагировать на негативные ситуации.

- использование оптимальных и выгодных маршрутов, которые сокращают износ транспорта и затраты на топливо.

- контроль водителей и курьеров в режиме онлайн, что позволяет оптимизировать персонал и производительность труда.

- значительное высвобождение трудовых затрат логиста-диспетчера, у которого появляется время на решение других рабочих задач.

- и многое другое.

В заключении стоит отметить, что тенденция к сокращению затрат - естественный процесс. И компании eCommerce - не исключение. В текущих условиях сервисы для оптимизации и управления логистикой, доставки последней мили - надёжное и доступное решение.

 

Материал по теме

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Материал по теме

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.