Инхаус-команда "зажралась": когда бизнесу нужна выделенная команда разработчиков

Игорь Бахарев

Генеральный директор Creonit Антон Макаров рассказал, в каких случаях бизнесу нужна аутсорс-команда разработки, от каких головных болей она избавит, каким образом ускорит процесс разработки и кому такая модель работы не подойдёт. Показываем на четырёх реальных примерах из сферы e-commerce.

Компания Creonit разрабатывает цифровые сервисы и работает с крупными заказчиками, такими как: ВТБ, НСПК (СБП), FixPrice, Faberlic и другими. Мы видели многие продуктовые проблемы изнутри, а также помогали их решать. В статье собрали топ проблем, с которыми сталкиваются крупные компании при разработке и развитии продуктов. Возможно, наш опыт убережет вас от ошибок и поможет определиться, когда стоит выкупать аутсорс-команду, а когда есть смысл расширять инхаус-команду.

Что такое выкуп команды и какие у него плюсы

Выкуп команды - это формат работы, когда одна компания выкупает команду разработки у другой для решения бизнес-задач. 

В такой модели заказчик формирует бизнес-задачи, а исполнитель отвечает за их реализацию, согласно приоритетам бизнеса. Исполнитель выделяет менеджера проекта, который управляет процессом разработки и командой. Он управляет бэклогом и формирует состав команды. В команду разработки могут входить: тимлиды, разработчики, тестировщики, аналитики, дизайнеры.

Выкуп команды может понадобиться по разным причинам. Например, компания хочет усилить команду разработчиков, расширить бизнес или внедрить определенную технологию, по которой сейчас нет специалистов.

Плюсы такого взаимодействия: 

- выстроенные процессы разработки и менеджмента и умение ими управлять;

- быстрая поставка фич в продакшн;

- снятие головной боли с заказчика по поиску и содержанию команды.

На примере наших клиентов рассмотрим несколько самых популярных проблем, которые можно решить с помощью выкупа аутсорс-команды. 

Пример 1: инхаус команда "зажралась" и работает медленно

Наш первый герой - крупная ритейл-сеть с тысячами магазинов по всей России. Компания запустила несколько проектов, чтобы упростить и автоматизировать внутренние процессы и финансовую отчётность. Мы уже сотрудничали и развивали несколько внешних и внутренних сервисов с этим заказчиком. 

В компании возникла проблема с медленной поставкой новых фич в продакшн. Ситуация усложняла запуск новых сервисов и развитие работающих. 

Заказчик обратился к нам с запросом выкупа команды разработки. Мы работали в своём обычном темпе, но скорость выполнения задач была на 40% выше, чем у инхаус-команды. Это позволило ускорить запуск новых проектов.

Почему инхаус-команды могут работать менее эффективно, чем аутсорс

В некоторых случаях выделенная команда может работать намного эффективнее. Есть несколько причин.

1. Ограниченный опыт инхаус-команды. У аутсорс-команды более широкий кругозор и опыт в разработке за счет разнообразия проектов. Инхаус-команда ограничена проектами своей компании.

2. Нехватка разработчиков в инхаус-команде. При пикообразной нагрузке или расширении проектов, внутренняя команда может не успевать справляться с потоком задач. Это может привести к задержкам в сроках и снижению качества работ. При выкупе команды мы предоставляем любое количество специалистов для работы над проектом. 

3. Команда "зажралась" и не готова брать на себя больше ответственности. Команда работает внутри компании и выполняет задачи, которые находятся в её зоне ответственности, прописаны в инструкциях и влияют на планы. Сотрудникам сложно перестраиваться и быть гибкими. Например, у команды есть годовые показатели, к которым она двигалась последние полгода. При смене бизнес-целей или проектов им будет трудно адаптироваться, выйти из зоны комфорта и остаться мотивированными. Внешняя же продуктовая команда будет фокусироваться на бизнес-целях, которые задаёт заказчик.

Выбор между инхаус и аутсорсом зависит от потребностей компании. Инхаус-команда может быть более эффективной, если у компании большой штат, бюджет на разработку, достаточно опытных сотрудников и сроки не всегда строго ограничены. В обратном случае, выкуп команды будет более эффективен.

Пример 2. Запуск нового продукта: нет времени или ресурсов искать инхаус-команду, редкий стек 

Вторая история будет про заказчика, для которого скорость запуска продукта напрямую коррелировала с успехом на рынке. За счет изменений в законодательстве, появились новые возможности для бизнеса. Заказчик первым хотел их оседлать.

При запуске нового продукта, один из ключевых факторов успеха - квалифицированная команда разработки. У нашего заказчика не было достаточно времени и ресурсов для поиска, найма и обучения сотрудников. А еще ему нужен был не самый популярный стек технологий. Поэтому он выкупил команду разработки, и мы в короткие сроки смогли запустить его продукт.

В случае выше, заказчик полностью делегировал процесс организации команды подрядчику и получил результат. У такого формата работы свои плюсы.

· Заказчик снимает с себя головную боль по поиску и сбору команды. Клиент покупает услугу выкупа команды и полностью делегирует процесс подбора и вывода подрядчику. Подрядчик отвечает за то, чтобы в команде всегда хватало специалистов, может быстро расширить или уменьшить размер команды. Выделенный менеджер координирует работу команды и работает по своим внутренним процессам, которые может интегрировать к заказчику. 

Заказчику не нужно париться, будут ли у подрядчика, например, php-специалисты, будут ли они увольняться, болеть, уходить в отпуск. Не нужно размещать вакансии и следить за удовлетворенностью сотрудников. Всё делает подрядчик. Заказчик всегда получает результат, а подрядчик отвечает за HR, компетентность своих сотрудников и процесс разработки.

· Быстрый выход команды. Выделенная команда разработки может стартовать проект сразу: все необходимые процессы уже выстроены, есть менеджер, который контролирует работу команды и занимается всеми текущими задачами по проекту. У менеджера продукта или руководителей на стороне заказчика есть возможность заниматься более важными стратегическими задачами.

· Выстроенный процесс разработки и менеджмент. Не нужно никого обучать: команда приходит и сразу после получения информации может начать работу - нужно только обеспечить доступы.

· Стек и заимствованная экспертиза. Есть не очень популярные технологические стеки. Во многих случаях сложно искать и нанимать разработчиков. 

Например, для одного из наших заказчиков мы предоставляли выделенную команду с большим количеством PHP-специалистов. Самостоятельно искать их - задача не из простых, а у нас уже есть обученные и проверенные специалисты. 

Ещё пример: в неизвестный или малоизвестный стартап тяжело найти команду специалистов. Люди хотят стабильности, за выход в стартап часто приходится сильно переплачивать. А у нас хорошо отстроен найм, есть большая команда для решения задач.

Стоит упомянуть, что выкуп команды - не панацея. Такой формат подходит не всегда. Например, для задач, которые связаны с безопасностью.

На подряд редко отдают работы, связанные с коммерческой тайной или внутренними системами. 

Например, у крупных компаний собственная экосистема разработки. Они могут отдавать часть продукта на аутсорс, который не включает в себя важные внутренние данные. 

Собрать команду из разработчиков, аналитиков, дизайнеров, тестировщиков и менеджера можно и самостоятельно, но нужно потратить больше времени, денег, ресурсов на поиски и построение процессов. Не будет всяких приятных бонусов, например, замены разработчика или аналитика, который уходит в отпуск.

Когда скорость играет решающую роль в выходе на рынок и лидерстве продукта - выделенная команда разработки может стать лучшим решением.  

Пример 3: когда нужно больше, чем FixPrice

Герой нашей третьей истории - маркетплейс авторского контента. После февраля 2022 на платформе кратно вырос трафик, что потребовало большего вовлечения команды, чем работа в формате FixPrice.  

Сначала мы работали по модели FixPrice и делали задачи итерационно. Последние полтора года работаем по модели выкупа команды. Бизнес набрал обороты, небольшой проект вырос в устойчивый продукт. Стало понятно, что у него есть потенциал, в который можно вкладывать деньги. Для выполнения задач понадобилась аутсорс-команда.

Главной целью заказчика стало привлечение новых пользователей на платформу. Была важна скорость внедрения новых фич, доработки платформы для удобства новых пользователей и замена функциональности ушедших платформ. 

Выделенная команда нужна была, чтобы: 

·         сократить сроки поставки фич в продакшн;

·         выстроить плотную коммуникацию бизнеса с командой разработки;

·         команда оперативно реагировала и исправляла критичные моменты, которые случаются в продуктовой разработке. 

Один из важных плюсов для заказчика - скорость реагирования в сравнении с итерационной работой.

Например, заказчик покупает 10 задач в месяц у подрядчика на 50 часов. Задачи внесены в планы, разработчики распределены также на другие проекты и задачи. 

Подрядчик не сможет быстро реагировать на новые запросы или внедрение фич и перестраиваться, потому что работа построена по фиксированному набору задач. 

В остальном плюсы те же самые - заказчику не нужно набирать самостоятельно команду и заниматься ее поддержкой и менеджментом. 

Формат работы выделенной команды - версионная разработка

На проекте с маркетплейсом авторского контента мы организовали версионную разработку. 

Продуктовая команда формирует список задач, которые должны войти в тот или иной релиз. Получает оценку по задачам и в зависимости от приоритетов формирует релиз и состав задач, которые должны в него войти. Версия может изменяться как до начала разработки, так и в процессе. 

Также формируется бэклог задач на разработку и команда планирует сроки реализации для тех, которые возьмут в работу. Работаем версиями. Поставки на прод должны быть регулярными. 

Важный момент: если на проекте есть другая команда (инхаус или аутсорс), то могут быть сложности в рамках взаимодействия команд. Должна быть чёткая зона ответственности между ними: кто за какой участок работ отвечает, кто держатель процесса, как разграничены обязанности.

Пример 4: когда устраивает выделенная команда и нет смысла нанимать инхаус

Приведём ещё пример из практики, когда выкуп команды оказался более удобным видом сотрудничества для заказчика. Мы сделали продукт с нуля, который собирались развивать на долгосрочной основе. 

Заказчик принял решение не собирать инхаус команду для продолжения развития проекта, а оставить текущую аутсорс-команду разработчиков. Она уже знакома с проектом и эффективно управляется менеджером. Клиент продолжает следить за продуктовыми метриками, проводить тестирование гипотез, вносить изменения в бэкофис. При этом заказчик уверен, что задачи по веб-сервису будут реализованы в срок, общая дорожная карта проекта не "уедет". 

Заказчику понравился результат разработки, поэтому он увидел потенциал для развития проекта с помощью текущей команды. Это решение снизило время на поиск и обучение новых специалистов, а также повысило качество продукта за счет знаний и вовлеченности команды.

С помощью такого подхода можно сэкономить время и деньги на поиск, передачу знаний и организацию процессов с новой командой.

Итого

Когда запускаешь новый продукт, особенно в быстро меняющейся технологической среде, одним из самых важных факторов успеха является наличие хорошей команды разработки. Но, бывает, что не хватает времени и ресурсов, чтобы найти, нанять и обучить свою команду. В такой ситуации, выкуп команды разработчиков может стать оптимальным решением. Команда с опытом в необходимых технологиях сможет быстро присоединиться к проекту и начать работу. Это поможет значительно ускорить разработку продукта, а также снизить риски, связанные с невыполнением сроков и получением некачественного продукта.

Выделенная команда разработки подойдет в следующих случаях: 

·         У вас много задач, а внутренние команды не справляются с нагрузкой. 

·         Вы запускаете новое направление, пилотный или сайд-проект.

·         Вам нужно максимально быстро решать задачи и масштабироваться.

·         Вы хотите заменить команду разработки и пока не готовы к полноценному инхаусу.  

Преимущества выделенной команды разработки: 

·         Быстро выводим команду на проект. 

·         Расширяем или уменьшаем состав команды по необходимости.

·         Отвечаем за результат, а не просто предоставляем ресурсы. 

·         Отвечаем за состав и качество команды. Заказчику не нужно управлять специалистами, искать или собеседовать новых под очередное направление. 

·         Работаем с другими командами. Встраиваемся в существующие процессы, взаимодействуем с заказчиками в едином пространстве. 

·         Строим процессы работы с нуля. Передаем в инхаус по мере роста проекта и необходимости.

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Материал по теме

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

Материал по теме

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.