Дмитрий Золотухин: "Запуск собственного приложения сегодня – это большой риск"

Игорь Бахарев

«Омниканальность» - моднейшее слово в eCommerce последних нескольких лет. Сейчас сложно найти магазин, который не задумывался о том, чтобы диверсифицировать каналы продаж или хотя бы общения с потенциальным покупателем. Магазины идут в соцсети, в мессенджеры, в приложения. Кнопки от Amazon позволяют покупать товары даже через холодильник. Мы побеседовали с исполнительным директором компании «Алоль» (создатели своего шоппинг-мессенджера) Дмитрием Золотухиным о том, за чем гонятся магазины, выискивая новые каналы продаж и о том, нужно ли магазину свое мобильное приложение.

Добрый день, Дмитрий. Сначала несколько вопросов о приложениях. Партнер Data Insight Федор Вирин прогнозирует, что число их загрузок будет уменьшаться. Ведь покупателю не нужно 100 разных приложений магазинов, а достаточно, условно, одного для «всего» и второго, например, для покупки еды.  Как быть тем, кто не сможет стать этим «одним» приложением, которое есть у всех?

Вирин, вероятнее всего, прав. Сегодня у пользователя в среднем установлено 33 приложения на телефоне. Из них он использует 12, а 80% процентов времени проводит только в трех. За последние 5 лет количество ежемесячных релизов новых приложений в AppStore выросло в 5 раз, а число загрузок в месяц наоборот сокращается. 

С другой стороны, рынок мобильной коммерции динамично растет, на 42% в год, и опережает развитие eСommerce. Поэтому компаниям необходимо присутствовать в смартфоне клиента.

Запуск собственного приложения сегодня – это большой риск. Можно пойти другим путем и стать частью платформы популярной у пользователей. В Китае мессенджер WeChat является такой платформой для покупателей и бизнеса, в России есть, например, наше приложение, которое мы запустили весной в партнерстве с «Юлмартом».

Что должно быть на первой странице мобильного приложения магазина. Без чего нельзя обойтись.  Вот включаю приложение и…

Нельзя обойтись без ответа на вопрос - как приложение улучшит повседневную жизнь нашего клиента. Не стоит делать приложение только вокруг товара. Для каждого сегмента бизнеса решения очень индивидуальны. Например, в приложении Amazon можно покупать при помощи голосовых команд или использовать приложение как сканер штрих-кодов для быстрого поиска реальных товаров в каталоге. Для клиента Amazon это удобно, но для клиента небольшого магазина такие опции скорее всего будут неактуальны.

Отличается ли внешний вид приложения для магазинов в разных сферах? Если да, то какая специфика должна быть в разных?

Неважно, продаете ли вы шуроповерты или женское белье, в дизайне вашего приложения будут общие для ритейла функциональные элементы: товарная витрина, строка поиска товаров, список брендов и категорий, лента популярных товаров, отзывы и так далее. Поэтому внешне большинство приложений похожи. Различия могут быть в специализированном функционале, «заточенном» под конкретный тип покупателя. Например, магазин солнцезащитных очков позволяет сделать селфи и дистанционно примерить очки, а в приложении магазина строительных материалов есть виртуальный Ватерпас, чтобы помочь вам ровно повесить кухонный шкаф.

В последнем докладе «королевы интернета» Мэри Микер особое внимание уделено мессенджерам. Как они повлияют на мобильную экосистему?

Мессенджеры обогнали по популярности поисковики и социальные сети. Сегодня они “обрастают» покупательским функционалом, эволюционируют от инструмента общения в платформу разговорной коммерции. Интерфейс мессенджера универсален и отлично подходит для коммуникации компаний и пользователей.
Чаты с компаниями в мессенджере заменяют отдельные приложения брендов. Чтобы получить товар или услугу, не нужно «гуглить», скачивать приложение, просматривать каталоги - достаточно отправить сообщение. 
Наиболее яркий пример - это китайский WeChat, в котором можно общаться, оплачивать счета, переводить деньги, вызывать такси и так далее. В апреле мы совместно с Юлмарт запустили первую российскую платформу разговорной коммерции АЛОЛЬ. В АЛОЛЬ можно общаться с компаниями, получать привилегии, делать покупки. Мы назвали это «шопинг-мессенджер».

Дмитрий Золотухин: Запуск собственного приложения сегодня – это большой риск - 1

В России контакты через мессенджеры очень развиты. В некоторых регионах заказ пиццы, например, через мессенджер или клиент ВК - это 80% заказов. Нет ли канибаллизации каналов?

Это лишь подтверждает мысль, высказанную выше. Клиенту удобнее общаться с 10 компаниями в одном мессенджере, чем устанавливать 10 отдельных приложений, или искать компании в поисковиках, звонить по телефону и так далее.

Заказы через мессенджеры - естественное улучшение клиентского сервиса со стороны компании, поэтому здесь речь не о каннибализации. Вы предоставляете услуги в одном, удобном для пользователя формате, тем самым повышаете лояльность к бренду.

И что с ней делать? Всем иметь разные службы контакта с клиентом?

Если компания планирует обслуживать клиентов в мессенджере, для этого не нужен дополнительный персонал.

С точки зрения пользователя покупки через мессенджер могут быть удобны. В чем интерес для бизнеса?

Мессенджеры сокращают расстояние между бизнесом и клиентом, помогают выстроить гибкую обратную связь. В мессенджере, благодаря асинхронной коммуникации, оператор может общаться одновременно с несколькими клиентами, принимать фотографии, местоположение и другую информацию - конкретизировать запрос и быстрее решить проблему. Бизнес экономит на персонале, а клиенту не приходиться ждать на линии, повторять свой вопрос разным сотрудникам.

Мы также рассматриваем мессенджеры как платформу взаимодействия компаний друг с другом для обмена клиентами. Сегодня нет единых решений для кросс-маркетинга. Особенно, если речь идет о взаимодействии eСommerce и традиционного бизнеса. Совместные акции сложно организовать, коммуникации с клиентами разрозненны, нет единой прозрачной аналитики. А на платформе мессенджера у бизнеса появляется возможность взаимодействовать с компаниями из смежного сегмента, делать совместные акции на одной площадке, использовать инструментарий мессенджера для продвижения и связи с клиентами.


Как мелким продавцам противостоять инстаграмму или группам в ВК, через которые идет продажа многого барахла?

Научиться продавать через Instagram, Вконтакте и мессенджеры - быть там, где живет твоя аудитория и общаться в удобном для нее формате. Иного выхода нет.

Материал по теме

Самокат тестирует новый интерфейс приложения

Материал по теме

Как РИВ ГОШ нарастил объем заказов в магазинах на 44% благодаря цифровому помощнику

Материал по теме

Как новое приложение помогает менять схему работы с курьерами: кейс Flowwow

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.