54-ФЗ: как интернет-магазины переходили на онлайн-кассы

Игорь Бахарев

1 июля в силу вступили поправки к 54-ФЗ. Об этом много говорили в интернете и не только. На днях появилась информация, что более половины интернет-магазинов России нарушают банковские требования и до сих пор не подключились к новой контрольно-кассовой технике. Эксперты говорят, что новые кассы - это дорого и неудобно. Маркетолог retailCRM Александр Пешков поговорил с директорами самых разных интернет-магазинов и разузнал, какое решение они выбрали, с какими трудностями столкнулись и как это повлияло на бизнес-процессы. По итогам он написал три наглядных кейса.

cover_фз-54.png

Кейс N1: Интернет-магазин товаров для дома Vinand

Год запуска: 2015 год

Средний чек: 6000 руб.

Выбранное решение: Orange Data, Payture, ОФД-Я

Генеральный директор: Хуснутдинов Илья

Про изменения в 54-ФЗ узнали в феврале 2017, когда отвезли старую кассу на СТО, чтобы заменить ЭКЛЗ и проставить все наклейки. Во время разговора с сотрудниками выяснилось, что тестируются новые онлайн-кассы, на которые в июле все должны массово перейти.

Илья Хуснутдинов: Я обрадовался тому, что отмирает старая кассовая история, потому что не может в 21 веке касса выглядеть так, как она выглядела до 1 июля. Мы пользовались кассой Меркурий 118К, которая была калькулятором огромного размера. При этом очень странно выглядел журнал кассира операциониста, поездки в налоговую. Но было немного страшно в плане организации.
Подготовку к изменениям отложили — решили, что хватит месяца. По факту за месяц удалось перейти только по оффлайн-платежам. А еще две недели понадобилось, чтобы подключить онлайн-платежи.
Илья Хуснутдинов: Было не просто понять, как все работает, какие нужны кассы и какие решения есть на рынке. Решили, что не будем модернизировать старые кассы, а обратим внимание на новые. Нужно было, чтобы оператор формировал заказы у себя, а курьеры получали их по интернету, вводили номер заказа и пробивали.
При реализации требований, команда Vinand столкнулась с трудностями. Было трудно дозвониться, потому что в компаниях, которые предлагали кассы в аренду, не хватало операторов.

Непросто было найти фискальные регистраторы. Те, у кого они были, предлагали по 15000 рублей за регистратор, со сроком поставки в июле. Если нужно в августе, то 6000-8000 рублей.

На этапе подключения тоже было не все гладко. На регистрацию в личном кабинете налоговой ушло 1,5 дня, потому что не было компьютеров на Windows.

В итоге к 1 июлю устройств еще не было, но на руках были оплаченные договора, благодаря которым удалось избежать штрафов.

Илья Хуснутдинов: Сейчас у нас все платежи фискализируются. Курьеры работают с кассами Модульбанка. Для онлайн-оплат мы используем платежный сервис Payture, который интегрирован с Orange Data и ОФД-Я.
Новые поправки закона удорожили кассовое обслуживание. Раньше уходило 1000 рублей в месяц в разрезе на одно устройство. Сейчас раза в 4 больше.

Пользоваться новыми кассами удобнее. Стало больше возможностей по автоматизации. В планах передача заказов из retailCRM по API напрямую на кассу.

Теперь на почту приходит отчет о закрытии смены. В приложении Модульбанка. оператор может всем управлять, делать корректировки и тд. Сильно снижается нагрузка на курьеров. Им по сути нужно распечатать чек, а раньше были ошибки с неправильно пробитыми возвратами, с неверно пробитыми чеками и тд.

Илья Хуснутдинов: Не нравится, что появились ОФД. У них странная функция, непонятно, почему мы не можем отправлять данные с кассы сразу в налоговую. Это дороже и к тому же нужно отслеживать, корректно ли работает связка касса — офд — налоговая. Также непонятно, насколько будет удобным для бухгалтерии налоговый период.

Кейс N2: Группа интернет-магазинов сантехника Santika

Год запуска: 2014 год

Средний чек: 40000 руб.

Выбранное решение: АТОЛ Онлайн

Генеральный директор: Фазылов Александр

Получив рассылку от Тинькофф, поняли, что нужна онлайн-касса. Вникнув в детали закона, приступили к воплощению. До вступления поправок в силу оставалось два дня.

Выбрали решение от АТОЛ Онлайн. У них была интеграция с retailCRM и другими программами, которыми пользуются в Santika. Также не требовалось оборудование для постоянной распечатки чеков. Да и на изучение других решений не было времени, все делали второпях.

Александр Фазылов: "Этот закон вызвал у нас трудности, так как накладываются ограничения на условия работы с клиентом. Технически мы сейчас не можем брать предоплату. У нас есть клиенты, которые работают с нами под заказ, со временем ожидания 2-4 месяца. В этом случае клиенты физлица хотят работать по частичной предоплате. Мы так и работали. Сейчас это невозможно.

Тоже самое и с возвратами. Нельзя сделать частичный возврат, можно только полный. Это тоже для нас не совсем удобно, потому что человек может отказаться от части своего заказа. В этом случае получается, что мы должны возвращать ему все деньги, а он должен оплачивать снова. Для нас это риск, потому что он может повторно не оплатить".  

Теперь приходится проверять интеграцию с платежными шлюзами, в которых возникают ошибки. Это еженедельная процедура, занимающая 1-2 часа. Возникают дополнительные обязанности.

Помимо этого возросли расходы. На соблюдение требований закона было потрачено 15000 рублей, без учета абонентской платы за аренду. 

Александр Фазылов: Из плюсов могу отметить, что клиенты получают на руки чеки, что придает им больше уверенности. Закон направлен прежде всего на обеление рынка, для исключения работы с серой наличностью, не отражения в отчетностях и тд. В целом это дисциплинирует рынок и защищает покупателей. Возможно недобросовестные игроки уйдут с рынка, которых много в нашем сантехническом смысле. В этом плане данный закон я поддерживаю и считаю, что в целом он благоприятно скажется на культуре нашего рынка. 

Кейс N3: Интернет-магазин оригинальных подарков Priparade

Год запуска: 2013 год

Средний чек: 2000 руб.

Выбранное решение: Robokassa

Генеральный директор: Степан Айвазян

О поправках в 54-ФЗ услышали за 3 месяца до вступления в силу. На тот момент в Priparade еще не успели вникнуть в детали закона и не сразу поняли, что поправки касаются интернет-торговли.

Начали готовиться за месяц. Изучали, что нужно сделать и как. На тот момент ни один сервис готов не был, поэтому можно было всего лишь предполагать, как действовать.

В итоге пришлось все делать в спешке. На 5 дней даже выключили онлайн-оплату на сайте, потому что оказались не готовы.

В Priparade онлайн-оплата на сайте не ключевая. Основная масса покупателей оплачивает на пунктах выдачи или курьеру наличными. Поэтому решение от АТОЛ для нас экономически нецелесообразное с учетом малого количества онлайн-проводок.

В итоге выбрали решение от Robokassa. Не пришлось покупать онлайн-кассу и фискальный накопитель. Оплата и фискализация происходит на стороне Robokassa. Касаемо курьерской доставки, приемом оплаты занимаются курьерские службы. Эти поправки практически никак не повлияли на магазин.

Степан Айвазян: Если бы этот закон позволил бы убрать с рынка недобросовестных продавцов, которые даже не имеют юридического лица и за счет этого демпингуют, конечно это было бы плюсом, но я не уверен, что это произойдет. Если говорить о минусах, то очевидно, что это дополнительные расходы для интернет-магазинов, поэтому у ряда магазинов произойдет повышение стоимости товаров.

Несмотря на все плюсы и минусы 54-ФЗ, его придется соблюдать всем. Помимо дополнительных расходов и обязанностей, владельцы бизнеса получают прозрачность в кассовых процессах. Покупатели же в любой момент могут проверить свои чеки, которые теперь им приходят в электронном виде.

Материал по теме

Гайд по чекам для онлайн-торговли

Материал по теме

Бумажные чеки сделали необязательными

Материал по теме

Мобильный эквайринг стал драйвером eCommerce в 2018 году

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Как сети ускорить запуск новых каналов продаж с помощью автоматизации бизнес-процессов: кейс сети "Точка любви"

current-theme

Рост продаж на 25% с помощью предиктивной аналитики: кейс онлайн-магазина "ВОИН"

current-theme

Hoff запустил онлайн-портал для работы с поставщиками

current-theme

Как "Dostaeвский" переосмыслил свой подход к клиентам и добился успеха

current-theme

$18 млн за неделю: как продавать без лишних эмоций

current-theme

Как масштабировать бизнес в узкой тематике в регионы: кейс

current-theme

Как "Лента Онлайн" изменила работу комплектовщиков: кейс

current-theme

Трансформация имиджа бренда Водаминвод.рф на сервисах Яндекс с помощью UGC

current-theme

Как "585*Золотой" сыграла в онлайн-игру со 100 000 пользователями

current-theme

Почему эксперимент Farfetch с бьюти провалился: объясняют эксперты

current-theme

Как модернизация мобильного приложения РИВ ГОШ позволила увеличить объем продаж в 3,5 раза: кейс

current-theme

Как лидер автомобильного рынка РОЛЬФ модернизировал приложение и увеличил средний чек онлайн на 20%

Актуальное сейчас

Кроссбордерные посылки застряли на почте

Как сообщают в Федеральной таможенной службе, с 30 апреля наблюдаются задержки в оформлении части международных посылок, доставляемых "Почтой России". Речь идёт о крупных заказах, которые облагаются налогам...

"Самокат" геймифицирует пасху и космос

Онлайн-ритейлер "Самокат" показал сразу два новых онлайн-проекта. В них сервис выстраивает маркетинговые кампании, посвященные освоению космоса и предстоящей пасхе. Так, ритейлер представил новую игр...

Структура интернет-потребления в eCommerce в 2024 году: аналитика

В феврале 2024 года россияне тратили на маркетплейсы 11 минут в день, что на 1,5 минуты больше, чем год назад. Это 4% от общего времени, проводимого в интернете. Такие данные приводит со ссылкой на данные M...

Инженеры vs. курьеры: почему студенты идут в доставку

Рынок труда претерпевает изменения. С одной стороны, наблюдается рост спроса на курьеров. С другой стороны, выпускники престижных вузов, например, МГТУ им. Баумана, не могут найти работу по специальности из...

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.