Как интернет-магазину зарабатывать в кризис без кредитов?

Игорь Бахарев

Конкуренция – удел проигравших. Чем больше у вас конкурентов, тем вы беднее. А разве возможен бизнес в интернет-индустрии без конкуренции? И без миллионных вливаний на старте? Конечно, возможен. Спросите у предпринимателя Питера Тиля, основателя PayPal и др. компаний. Взрывающие мозг его лекции в Стэнфордском университете – это многочисленные кейсы из реального бизнеса. Оо, вы скажете, в России это невозможно… Ну как же, а Яндекс и Авито? Ведь когда-то они были маленькими на пустующем рынке!

Сейчас много постят на тему: что делать с e-commerce в кризис? Кто-то предлагает поднимать эффективность маркетинга. Конечно, не помешает. Это полезно в любые времена, но поможет лишь единицам. Остальным надо кардинально менять свои бизнес-модели либо параллельно срочно запускать новые бизнес-модели.

Почему рост эффективности маркетинга бесперспективен для большинства интернет-магазинов?

Это примерно как усиленно налечь на весла в лодке без мотора, в то время как рядом проходят быстроходные суда. Сколько ни прикладывай усилий, быстро упрешься в потолок возможностей. «Быстроходные» вовсе не означает рост товарооборота! Многие игроки e-commerce в погоне за ростом своего оборота забывают, что основная цель бизнеса – это увеличение скорости получения прибыли при одновременном снижении товарных запасов и операционных расходов (Элияху Голдратт).

И здесь я соглашусь с Леонидом Делицыным, ведущим аналитиком инвестиционного холдинга «Финам», в статье за август 2014: "Выйти на прибыль в ситуации насыщенности рынка интернет-ритейлерам поможет либо диверсификация бизнеса, либо использование уникальной бизнес-модели. В пример Делицын приводит опыт компании Amazon.com, которая пошла куда дальше расширения ассортимента, и Ebay».

Если термин «бизнес-модель» вам кажется научным или малоприменимым на практике, смею вас заверить, наличие адекватной бизнес-модели − одно из главных условий венчурного инвестирования в России и за рубежом. Но далеко не все игроки e-commerce понимают термин «венчур».

Если кратко, то венчурных инвесторов привлекают проекты с мультипликатором 10 и более. Это означает, что они на ранней стадии вкладывают 10 млн. руб. (в обмен на небольшую долю в проекте) в надежде получить обратно уже 100 млн. руб. через 3 года. Таким образом, бизнес-модель проекта и команда должны обладать потенциалом стремительного роста.

Венчур работает в сегменте самых рискованных бизнес-проектов, привлекая денежные средства в венчурные фонды под 50%-60% годовых. Иначе денежные средства проще вложить в менее рискованный фондовый рынок под 30%-40% годовых.

Кто-то с сомнением и осторожностью относится к венчурным проектам и стартапам. Некоторые даже ругают. Мне кажется, стартап-движение полезно хотя бы тем, что развивает правильное мышление по созданию бизнесов вообще, не обязательно венчурных. Экосистема стартапов способна изменить парадигму мышления предпринимателя любого уровня и расширит горизонт видения до космических масштабов. И больше не будут приходить мысли о создании очередной «закусочной» у метро – однотипных локальных интернет-магазинов с избитым ассортиментом и без конкурентных преимуществ. То, чему учат в стартап-движении, нельзя получить ни в одной бизнес-школе мира!

В венчурном бизнесе проектируют бизнес-модели по Остервальдеру. Конечно, вы можете прочитать книги это автора, но быстрее найти в поисковике картинки по запросу «канвас бизнес-модель по Остервальдеру». Пожалуй, самое сложное в проектировании бизнес-моделей, это сформировать уникальное ценностное предложение для клиентов. Какие ценности несет ваш интернет-магазин своим клиентам? Как это узнать?

Научиться проектировать бизнес-модели можно, например, в российском преакселераторе ФРИИ. Это не требует денег, так как экспертиза и обратная связь от ФРИИ бесплатная. Но для этого вам нужно самостоятельно предложить экспертам свой вариант бизнес-модели, предварительно почитав соответствующую литературу в аккаунте преакселератора ФРИИ и др. источниках.

И не страшно, если у вас не получится бизнес-модель с мультипликатором 10. Уникальная бизнес-модель с мультипликатором 5 или около того − тоже хорошая находка для классического «невенчурного» бизнеса! Правда, в этом случае придется искать инвестиции уже за пределами венчурного рынка.

Вы скажете, что в e-commerce крайне сложно найти новую состоятельную бизнес-модель. Если сомневаетесь, тогда лучше задуматься о других типах бизнеса в интернет-индустрии. Посмотрите проекты выпускников акселераторов и расширьте горизонт своего видения! Полезно также изучить стартапы в других странах. В этом вам поможет подборка необходимых сайтов в графическом формате.

Удачная бизнес-модель – один из ключиков к вашему успеху, но, к сожалению, не единственный. Любая бизнес-модель должна иметь под собой некоторую базу и бэкграунд. Но и этого недостаточно. После запуска новой бизнес-модели потребуется ее тестировать и адаптировать под рынок. И вам в помощь Customer Development и др. техники. И главное – не бойтесь ошибок и неудач! Они неизбежны, но полезны.

Яндекс и Авито − классные примеры монополий! Почитать Питера Тиля на тему создания монополий на русском языке можно здесь.

Чем привлекательно кризисное время для новых начинаний? А многим попросту будет нечего терять. Кто-то потерял/потеряет работу, а кто-то упустил/ упустит даже бизнес. А у кого-то не будет другого выхода, поскольку стандартные пути развития в кризис не доступны. Сейчас намного проще рисковать в поиске перспективных бизнес-моделей, чем в более стабильные времена.

Если хотите найти и запустить новую бизнес-модель, в том числе в e-commerce, буду рада сотрудничать с вами! Надеюсь, вам пригодится мой опыт, знания и энергия по реализации задуманного! С удовольствием рассмотрю приглашение в команду! Пишите мне в личку Facebook.

Материал по теме

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Материал по теме

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Материал по теме

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Реклама на маркетплейсах стала условием выживания для продавцов

current-theme

Интернет-рекламе прогнозируют серьёзный рост

current-theme

Больше половины россиян совершают покупки по рекомендациям онлайн-рекламы

current-theme

eCommerce-бренды пересматривают стратегии работы с блогерами

current-theme

Персонализация и выгода: как россияне выбирают товары из онлайн-рекламы

current-theme

Новая эра брендинга: Как преуспеть в эпоху экономического нигилизма поколения Z

current-theme

Бизнес увеличивает инвестиции в продвижение интернет-магазинов: аналитика Яндекса

current-theme

Lamoda анонсировала ребрендинг и расширение ассортимента в 2025 году

current-theme

Retail media: как и почему растут продажи рекламы у ритейлеров

current-theme

Перформанс-реклама для фешен-брендов подорожала почти в 2 раза

current-theme

Ключевые метрики E-Retail Media: как оценить эффективность рекламы?

current-theme

Маркетинг для eCommerce в условиях высокой ключевой ставки: как сохранить позиции и подготовиться к росту

Актуальное сейчас

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Российская аудитория все чаще ждет от брендов не просто скидок, а вовлекающих форматов взаимодействия. Исследование Getblogger (входит в МТС AdTech) показало, что во время распродаж больше всего пользовател...

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.