Сергей Гилёв (Lamoda.ru): Люди постепенно переходят в онлайн, кризис нам только помогает

Игорь Бахарев

В условиях значительного сокращения розничных продаж многие интернет-ритейлеры продолжают расти быстрыми темпами. Основой их роста стали отлаженные бизнес-процессы и внимание к потребностям клиентов. При подготовке программы конференции UPGRADE E-COMMERCE: Аналитика и Бизнес мы провели интервью с Сергеем Гилёвым, отвечающим за клиентскую аналитику и развитие бизнеса в Lamoda.ru. Целью интервью было понять, как интернет-магазин может заработать на аналитике и оптимизации своих бизнес-процессов, а также как сокращать издержки и расти в кризис. 

Сергей, добрый день. Скажите, что делает ваша команда в Lamoda? Вообще, как в такой большой компании устроен отдел по работе с клиентской аналитикой?

Приветствую. Во-первых, наша команда отвечает за обратную связь между клиентами и всеми подразделениями Lamoda. Например, на основе регулярных и разовых исследований мы даём рекомендации команде закупок по добавлению новых брендов или категорий товаров, для команды доставки выявляем службы, качество работы которых необходимо улучшить, вместе с продуктовой командой исследуем UX.

Во-вторых, мы занимаемся внутренней бизнес-аналитикой и развитие бизнеса, внедрение новых инициатив и корректирование бизнес-модели компании. Мы концентрируемся на том, что происходит с заказом после его оформления и вопрос, на который мы обычно отвечаем, - как получить с заказа как можно больше денег, максимизировать прибыль.

А кто в компании отвечает за конверсию и максимизацию онлайн продаж?

Дело в том, что мы смотрим не только на онлайн-конверсию, но также и на конверсию после оформления заказа, ведь там тоже могут возникать значительные потери, особенно в условиях, когда мы не обязываем клиента предоплачивать заказы. Более того, сама по себе высокая конверсия - не единственный критерий лучшего управленческого решения, необходимо также обязательно учитывать влияние на другие компоненты, такие как общие объёмы продаж, издержки, клиентский опыт и так далее.

Поэтому разные работники компании отвечают за конверсию на своём участке, но в целом нам удалось развить культуру управленческого мышления и принятия решений, когда люди, ответственные за отдельный участок, принимают решения исходя из эффекта на бизнес в целом.

Какие аналитические данные из внешних источников вы используете при принятии управленческих решений? Насколько им можно доверять?

Для нас основной источник внешних данных - это опросы интернет пользователей, которые наша команда самостоятельно проводит на онлайн-панелях (в этом смысле данные не вполне внешние). Так как мы самостоятельно контролируем весь процесс разработки исследования, сбора и анализа данных, доверие к этому источнику у нас полное. Мы исследуем Lamoda и наших основных конкурентов с точки зрения клиента, например, узнаваемость бренда, восприятие бренда, долю рынка, клиентский опыт, лояльность, и так далее. Отдельное внимание уделяем восприятию ассортимента и цен, поскольку мы видим, что этому клиенты придают особое значение при выборе.

Данные из открытых источников или синдикативных исследований от агентств обычно менее интересны, не содержат нужной глубины информации. Также я не могу сказать, что у меня есть любимое авторитеное отраслевое издание, которое я бы постоянно читал.

Сейчас в России продолжается затяжной кризис. За счёт чего на ваш взгляд могут повысить свою эффективность интернет-магазины в 2016 году? А есть ли сейчас понимание у игроков какие ниши работают лучше всего? Как будет чувствовать себя фэшн онлайн ритейл?

На данный момент проникновение онлайн-торговли в России всё ещё невелико по сравнению с западными странами, поэтому мы ожидаем роста, который в первую очередь будет идти за счёт перехода клиентов из оффлайна в онлайн. Если говорить о Lamoda, то мы сейчас чувствуем себя отлично несмотря на кризис, наши объёмы продаж продолжают расти. Вообще, за интернет-торговлей будущее, люди в целом постепенно переходят в онлайн, а кризис нам тут только помогает, так как клиенты воспринимают онлайн как более дешёвый канал. Другой важный момент - многие оффлайн сети ушли из России, другие сокращают планы по развитию. Это во-первых сокращает конкуренцию на рынке и помогает нам развиваться. Во-вторых, некоторые бренды решили остаться только в онлайне, причём некоторые из них продаются только на Lamoda, например, River Island.

На какие бизнес-процессы следует обратить внимание большинству ритейлеров?

Не готов давать конкретные советы всем ритейлрам, как именно стоит оптимизировать бизнес-процессы. Могу сказать, что всегда имеет смысл смотреть как со стороны прибыльности, так и со стороны клиентского опыта, и работать над самыми критичными для клиентского опыта и самыми прибыльными инициативами.

Расскажите про ваш интернет-магазин. Как часто вы проводите ревизию дизайна своего интернет-магазина?

У нас нет какой-то периодичности - работа по улучшению дизайна идёт постоянно и поступательно, дорабатываем существующий функционал и добавляем новый. В своих решениях опять же стараемся отталкиваться от клиентов - проводим UX тестирования и опросы, чтобы оценить текущий функционал и понять, в какую сторону развиваться.

Как вы меняете структуру сайта, его разделов? И меняете ли вы как-то структуру отделов в компании в связи с возможным выделением новых товарных категорий на сайте?

Если говорить о структуре каталога товаров, то тут мы идём от логики, которой следует клиент, используем его язык, чтобы сделать поиск товаров максимально простым. Для этого вместе с командой закупок, онлайн-контента и SEO делаем пересмотр каталога с учёта текущей структуры нашего ассортимента и языка, которым пользуются клиенты, поскольку он тоже меняется от сезона к сезону.

Кроме того, для того чтобы предлагать релевантный ассортимент в нужных объёмах, необходимо, чтобы структура компании отвечала структуре спроса. Грубо говоря, если мы знаем, что одна из главных наших категорий - это женские платья, то должен быть один человек, который в конечном счёте отвечает за эту категорию. Зачастую можно встретить ситуации, когда ответственность за эту категорию распределена, например, между менеджерами, отвечающими на работу с разными поставщиками, в результате может получиться ситуация, когда каталог "перекошен" в сторону какой-то подкатегории. У нас подобные проблемы исключены.

Материал по теме

Как оптимизировать интернет-магазин: советы от "Яндекс. Маркет"

Материал по теме

Структура интернет-магазина с точки зрения SEO: стоит ли оптимизировать страницы пагинации

Материал по теме

Как оптимизировать работу интернет-магазина: 5 полезных сервисов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.