Л. Харитонова (Зарцын и партнеры): 6 ошибок, которые часто допускают интернет-магазины
Игорь Бахарев
Людмила Харитонова, управляющий партнер юридической компании
Мы много работаем с интернет-магазинами и видим, как часто они совершают одни и те же ошибки. Часть из них проходят незаметно, а какие-то могут существенно повлиять на бизнес.
Ошибка № 1: теневой бизнес
Почему-то многие думают, что можно продавать товары через Интернет и ничего не регистрировать, не платить налоги. Это не так!
Следует помнить, что незаконная предпринимательская деятельность (то есть систематическое извлечение прибыли) является административным правонарушением (а в некоторых случаях и уголовным преступлением).
Систематическим признается получение прибыли два и более раза, поэтому надеяться, что вы поработаете год-полтора, а если «дело пойдет» – зарегистрируетесь, не стоит.
Суды отмечают, что отсутствие статуса ИП (юридического лица) не освобождает от обязанности уплачивать налоги при фактическом осуществлении предпринимательской деятельности.
Например:
Ошибка № 2: контрафакт
Наравне с незаконной предпринимательской деятельностью эта ошибка наиболее опасна (и тоже может превратиться в уголовное дело).
Неоригинальные автозапчасти, детали компьютера, одежда, музыкальные диски – подумайте, что именно вы продаете и не нарушаете ли вы прав третьих лиц.
Стоит быть особенно осторожными с известными марками и персонажами. История со смешариками давно стала хрестоматийной – предприниматель пострадал за продажу нескольких канцтоваров с символикой смешариков.
Ошибка № 3: не оформляем сотрудников
Это грозит штрафами со стороны государственных органов и исками от сотрудников. То, что вы не «провели» их официально, не лишает людей возможности доказать этот факт.
В суде в ход идет все: переписка, копии документов, полученных сотрудниками от вас (доверенности, накладные, служебные записки).
Суд, как правило, довольно благосклонно относится к работникам.
Ошибка № 4: берем чужое
Речь идет об использовании чужой интеллектуальной собственности.
Подумайте, что вы используете. Сайт, фото на сайте, тексты, музыку – есть ли у Вас права на все это?
Сам факт использования не доказывает наличие прав. Оно подтверждается только документами (договором, актом) с правильными формулировками.
Ошибка № 5: не оформляем договор
Как часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда договор не оформлен это и затрудняет разрешение спорных ситуаций (защиту прав).
Например, интернет-магазин так и не подписал договор с курьерской компанией. А в случае отсутствия договора нельзя использовать штрафные санкции, указанные в нем, использовать электронную переписку. Иногда становится невозможным доказать сам факт договорных отношений (а значит, наличие задолженности).
Ошибка № 6: не соблюдаем права потребителей
Работа с потребителями требует от компании четко выстроенной стратегии и отраженных бизнес-процессов.
Нужно правильно вести документооборот: выдавать чеки, подписывать акты приема-передачи товара, соблюдать сроки ответа на претензии и возврата денежных средств.
В противном случае грозят проверки Роспотребнадзора, cуды (которые взыскивают существенные штрафы в пользу потребителей).
Обязательно стоит разместить на сайте согласие на сбор ПДн и публичную оферту – это позволит снизить риски и прописать все условия работы.
Другие статьи про юридические вопросы в eCommerce:
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте