Кадровая изжога в e-commerce

Игорь Бахарев

jobhungry

Все ли так плохо в стране со 140 миллионным населением? Как тогда другие страны выживают? Я лично считаю, что есть несколько мифов.

1. Миф о кадровом голоде выгоден HRам

Почему? В первую очередь по причине постоянной нагрузки мелкими однотипными вакансиями типа водителей, курьеров и операторов КЦ. Эти вакансии более понятны и отсутствие этих сотрудников более явно для компании.

В итоге просто нет времени на поиск и реакцию на вакансии. Вот яркий пример из последних 7 моих откликов (на большей выборке статистика подтверждается):

jobhh-2

HRы постоянно стонут об отсутствии сопроводительных писем. При этом просто не просматривают отклики на НН. Из 7 откликов на управленческие вакансии тех самых специалистов один заслуженный отказ, т.к. отклик действительно не профильный, одно приглашение после сообщения руководителю в ФБ через неделю молчания (!), один просмотр и ноль реакции на то самое сопроводительное письмо. При чем компанией, которая пытается наследовать великие традиции Запоса. Остальные — ти-ши-на.

Дорогие топы, все ли так плохо, как вам доносят?

2. Проблемы с целеполаганием в самой компании

Если не понятно куда идет компания, то не понятно кого эта компания должна искать для достижения своих целей. Отсюда размытые шаблонные формулировки в вакансиях, на которые уважающие себя профессионалы не откликаются, зато идет целый поток нерелевантных откликов.

Спросите почему же тогда ищут? Просто у компании есть оргструктура и штатное расписание. Вот просто есть. Без цели и стратегии.

3. Поиск волшебников или «3 рубля километр»

Т.к. отрасль не устоялась, а компании часто не имеют стратегии, то и не сильно понятно кого искать. А раз так, то ищут супер универсалов волшебников. Желательно не дорого.

Ожидания работодателей завышают статьи из разряда как быстро и долго растет екоммерс, как умножаются обороты с выходом в интернет и прочие адепты бесплатных «фишек» взрывающих продажи.

Отсюда растут корни вакансий управленцев-маркетологов с сильными техническими навыками, правда кодить не требуют в итоге, но все же. Это называют эффективным использованием человеческого ресурса. В итоге проседают все направления «навешанные» на вакансию, если на нее все же кого-то находят. Человек «выгорает» и ищут нового. Скупой платит дважды, но в данном случае это нужно еще уметь посчитать. В итоге что? Кадровый голод!)

4. Найм по резюме и тестам

И так, мы уже поняли, что HR имеет на входе что-то размытое, но задание найти «человека» есть. И он ищет по резюме, цепляясь глазами за хоть что-то имеющее соответствие этому не четкому образу. Кандидаты в свою очередь пишут то, что реально делали или пытались делать. Две эти плоскости могут пресекаться лишь в случае профессионализма ищущего и умеющего писать резюме искомого. Вот с последним проблемы. Далеко не каждый специалист может написать «правильное» резюме, т.к. чаще всего его просто приглашали работать.

Кстати, забавно читать на полном серьезе написанные статьи, что специалист обязан иметь навыки самопрезентации и грамотный слог, что в итоге выливается в хорошее резюме. Другие резюме автор просто не рассматривает. Представьте себе человека, который, к примеру, днем решает сложные логистические задачи, а на досуге балуется волеизъявлением по всем законам логики?

Отдельная тема тесты при найме. Опытные психологи говорят, что достоверность этих тестов не более 60%. Т.е. это почти 50/50. Первый распространенный тип тестов на IQ. Достаточно попроходить в интернете полдня разные вариации этого теста и ты бог IQ. Если ты этого не сделал, значит ты действительно ненаходчивый кандидат.

Второй тест на психологическую совместимость, чаще всего с руководителем. Это, как правило, первый сигнал, что в компании именно заполнение штатного расписания и напряженная корпоративная культура, в которой ценящие специалисты не выживают, т.к. пытаются работать, а не выстраивать кругом атмосферу с бабочками и единорогами.

5. Проверка кандидатов «экспертами»

Т.к. в компании не могут прособеседоовать кандидата по профессиональным вопросам, то приглашают людей со стороны. Как правило сначала дается абстрактное задание, потом оценка результатов. Уже по заданию видно, что ни у компании, ни у эксперта нет понимания кухни ecommerce, только поверхностно, но результат должен быть конкретным. Это называется посмотреть ход мыслей. Когда узнаешь кто эксперт, иногда становится не по себе. В моем случае это были: дама с опытом продажи рекламных площадей в журнале, племянник гендира и сотрудник рекламного агентства специализирующегося на медийке.

Тут железно срабатывает правило GIGO (англ. Garbage In, Garbage Out, «Мусор на входе — мусор на выходе»). Давайте решать кандидатам реальные задачи, иначе придется говорить, что в отрасли кадровый голод ;)

Выводы

В отрасли электронной торговли кадрового голода нет, есть пищевая неразборчивость, которую принято называть голодом, вызывающая кадровую изжогу. Особенно сейчас, когда на рынке много достойных кандидатов, готовых решать реальные задачи, а не тестовые задания.

Материал по теме

ФАС вынесла предупреждение Wildberries за нарушение антимонопольного законодательства

Материал по теме

Яндекс: в России растет интерес к премиальным брендам одежды и обуви

Материал по теме

Мобильное приложение "Зоозавр": рост на 50% и 350 000 активных пользователей

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Аптечная сеть 36,6" запустила экспресс-доставку безрецептурных лекарств

ГК "Аптечная сеть 36,6" совместно с сервисом Яндекс Доставка запустили опцию экспресс-доставки безрецептурных лекарств и медицинских товаров из сетей "36,6", "Горздрав" и "Калина фарм". Теперь покупатели см...

ФАС вынесла предупреждение Wildberries за нарушение антимонопольного законодательства

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла предупреждение Wildberries в связи с выявленными признаками нарушения антимонопольного законодательства. В течение 2022-2023 года ФАС получила многочисленные...

CDEK.Shopping зафиксировал рост заявок на выкуп товаров из-за границы

Сервис для заказа товаров популярных брендов из-за рубежа CDEK.Shopping проанализировал спрос своих клиентов на услугу «Заявка на выкуп». За год количество заказов выросло в 13 раз, оборот за 2023 год превы...

Яндекс: в России растет интерес к премиальным брендам одежды и обуви

Пользователи стали больше интересоваться магазинами одежды и обуви высокого ценового сегмента, утверждают в Яндексе. По данным аналитиков Яндекс Рекламы, в 2023 году доля поисковых запросов о премиальных и ...

Мобильное приложение "Зоозавр": рост на 50% и 350 000 активных пользователей

За два года с момента запуска мобильное приложение "Зоозавр" стало одним из важнейших каналов продаж сети магазинов товаров для животных. За год объем товарооборота мобильного приложения вырос более чем на 50%,...

Ozon продемонстрировал впечатляющий рост в 2023 году

Ozon опубликовал предварительные операционные результаты за 2023 год, которые свидетельствуют о значительном росте компании. Оборот от продаж (GMV), включая услуги, увеличился на 110% год к году, превысив п...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.