REES46: специфика рекомендаций в онлайн-ритейле для FMCG, товаров для животных и косметики

Игорь Бахарев

Роман Чигирев из REES46 в продолжение темы по отраслевой персонализации в e-commerce, рассматривает особенности представления рекомендаций для ряда категорий товаров.

В крупных торговых сетях есть целая культура обучения продавцов-консультантов. С курсами, экзаменами и подтверждением квалификации. То есть для продавца кафеля нереально прийти в М-Видео, пролистать прайс по диагонали и уже завтра переодеться в красную униформу.

Зачем им такое дотошное обучение?

Специфика продаж в одной отрасли радикально отличается от другой. Вроде механики те же самые: посоветуй расходный материал, более дорогой/дешевый аналог и т.п., — а по факту получается, что этого мало. К примеру, в магазин стройтоваров никогда не придут за подарком, а в магазин электроники — запросто. А это уже отдельный скрипт продаж.

Будни товарных рекомендаций

В онлайн-ритейле все пока заметно проще. Роль продавцов-консультантов выполняют:

  • Онлайн-консультанты. Хороший специалист всегда лучше учитывает специфику продаж в его отрасли, чем любой машинный алгоритм, это факт. Правда, консультанты не имеют возможности что-то порекомендовать, пока покупатель сам к ним не обратится. Да и как показывает наше исследование, даже топовые онлайн-ритейлеры не готовы тратить ресурсы на обучение именно консультантов-продажников — в итоге из них эту рекомендацию раскаленными клещами тащить приходится.
  • Товарные рекомендации. Современные рекомендации: выдают пользователю именно те товары, которые отвечают его потребностям (та самая персонализация). Рекомендации генерируются автоматически для каждого. Серьезный минус — рекомендации, которые учитывают специфику отрасли, есть только у крупных ритейлеров.

Собственно, почему? Система персональных рекомендаций, которая работает на вашем сайте — это десятки сложных математических моделей в одной программе, анализ характеристик конкретного пользователя на лету, вычисление рекомендаций за миллисекунды. Если коротко — сложная штука.

Разработка алгоритмов рекомендаций под каждую отрасль — это такая заметная "надстройка" и долгие часы работы. Соответственно, бюджет под это есть только у лидеров рынка.

Среди готовых рекомендательных систем, которые используют малые и средние магазины, отраслевую специфику учитывает всего пара решений: HookLogic (актуален на Западе) и REES46 (актуален для России и ближнего зарубежья).

 

Как превратить проблемы в преимущества

Универсальные рекомендации не работают одинаково хорошо для разных отраслей. Но это не проблема, а шанс выиграть еще больше.

Разберем на примерах, какая специфика есть у онлайн-продаж в конкретных отраслях и какую пользу можно из этого извлечь для бизнеса.

  1. Товары повседневного спроса (FMCG)

Их ключевая особенность — низкая стоимость единицы товара. Также люди обычно покупают одни и те же товары с определенной периодичностью. Получается, что одна корзина — это раз от раза мало меняющий набор товаров.

Как рекомендательная система исправляет ситуацию:

  • Рекомендует товары, которые были в прошлых корзинах. Таким образом, если покупатель забыл что-то из необходимого, система ему напомнит.
  • Рекомендует попробовать более качественные и дорогие аналоги. При этом товары рекомендуются “на повышение” постепенно, чтобы не отпугнуть покупателя.
  • Рекомендует товары только в ценовом диапазоне, комфортном покупателю. Система помнит, какие покупки он делал в прошлом. Таким образом тот, кто привык экономить, не увидит в рекомендациях самых дорогих товаров, а тот, кто привык тратить много — дешевых.
  • Рекомендует новые товары. Если вы регулярно покупаете стиральный порошок, то вряд ли спонтанно перейдете на гель. Система подталкивает пользователей пробовать новые марки и виды товаров, тем самым управляя их привычками.
  1. Товары для животных

У питомцев целый ряд особых характеристик: вид, порода, возраст. Поэтому корм для рыбок будет не лучшим подарком лабрадору. Впрочем, как и костюм на той-терьера.

Что исправляют в рекомендациях отраслевые алгоритмы:

  • Рекомендуют товары, соответствующие виртуальному профилю питомца. Рекомендательная система запоминает информацию о просмотрах и покупках пользователя и делает выводы: сколько у него домашних животных и что это за животные.
  • Учитывают все виды животных. Зоотовары есть не только для кошек и собак, а еще для грызунов всех мастей, рептилий, рыб, декоративных насекомых, птиц, да хоть карликовых свиней. Настройка рекомендательной системы должна быть особенно тонкой, иначе рекомендации просто не будут работать.
  • Кросс-селлинг зоотоваров. Система анализирует содержимое корзины и предлагает товары, которые к ним купили пользователи с похожими питомцами.
  1. Косметика

Всё, что связано со здоровьем и красотой, нужно рекомендовать очень аккуратно и точно. Что учитывает рекомендательная система с отраслевой спецификой:

  • Лояльность определенным брендам. Аналогично с сегментом одежды, в косметике огромное влияние имеет торговая марка. Рекомендательная система запоминает предыдущие выборы покупателя и советует его любимый бренд чаще других.
  • Физиологические особенности. Их масса: тип кожи (сухая, нормальная, жирная), тип волос, аллергические реакции. Если этого не учитывать, ценность рекомендации будет стремиться к нулю.
  • Рассылки к праздникам. Косметика — популярный товар для подарков, в том числе на “женские” праздники. Рекомендательная система предложит владельцу магазина сделать email-рассылку с персональными предложениями накануне праздников, это с большей вероятностью заставит пользователей вернуться в магазин и посмотреть товары в каталоге.
  • Периодические покупки. Косметические средства покупаются регулярно, в этом они похожи на товары FMCG-сегмента, разница только в периодичности. Рекомендательная система советует пополнить запасы с помощью товарных рекомендаций на сайте и рассылок.

Примеров можно приводить много: на любую без исключения товарную тематику есть свой особый алгоритм рекомендаций:

  • Одежда и обувь — размеры, возраст, пол покупателя.
  • Детские товары — количество детей, их пол, размеры (если это одежда).
  • Аксессуары — материал, бренд, принадлежность коллекции (актуальной или прошлогодней).
  • Спорт и активный отдых — большое количество сопутствующих товаров (спортивного снаряжения), жесткое разделение по видам спорта.
  • Электроника — сложный товар, лояльность бренду, пол.
  • и так далее.

Список можно продолжать долго, но суть уже отражена полностью: рекомендательные системы с базовыми алгоритмами не всегда справляются с задачами продаж. Для этого существуют отраслевые алгоритмы — их как раз можно сравнить с обучающими курсами для продавцов-консультантов в крупных гипермаркетах.

 

Материал по теме

Искусственный интеллект научился угадывать точное время покупки конкретного товара в онлайне

Материал по теме

Дума готовит стоп-кран для рекомендательных сервисов

Материал по теме

Товарные рекомендации приносят 25% покупок в приложении "М.Видео"

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

В Сколково пройдет крупнейшая конференция по планированию Supply&Demand Planning Conference

23 мая в инновационном центре Сколково состоится IV ежегодная конференция Supply&Demand Planning Conference. Главная тема 2024 года — «Сценарии планирования в цепях поставок 2030: в поисках фокуса. Внеш...

Rendez-Vous доставит заказы через 5Post

5Post, дочерняя компания X5 Group, и сеть магазинов обуви и аксессуаров Rendez-Vous объявили о начале сотрудничества. Теперь клиенты Rendez-Vous смогут забирать свои заказы, оформленные на сайте или в мобил...

Wildberries инвестирует 103 млрд рублей в складскую инфраструктуру

В 2024 году онлайн-ретейлер Wildberries направит 103 млрд рублей на строительство 2,5 млн м2 складских помещений. Это позволит компании более чем в полтора раза увеличить имеющиеся мощности, которые на данный м...

Осознанное потребление и персональный подход: на чём держится интерес россиян к ресейл-платформам - исследование ЮKassa и "Авито"

Аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и платформы "Авито" изучили интерес россиян к сервисам для покупки и продажи вещей в интернете. Большинство участников о...

ВкусВилл купил Обед.ру

ВкусВилл закрыл сделку по покупке высокотехнологичного сервиса "Обед.ру" - лидера в сегменте B2B2C корпоративного питания. Возможности компании позволят развивать FoodTech направление и предлагать клиентам и би...

Рынок готовой еды: что говорят эксперты

Готовая еда все больше встраивается в повседневную жизнь потребителей, что делает потенциал рынка огромным. К такому выводу пришли участники первой конференции для производителей готовой еды и полуфабрик...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.