5 простых советов в кризис

Игорь Бахарев

То, что происходит сейчас в интернете, на улицах, в разговорах людей - напоминает массовый психоз, который я уже видел несколько раз. Курс доллара и евро бьет все рекорды, цены растут, а ожидания роста еще больше усиливают панику и делает поведение людей абсолютно иррациональными. Значительная часть того, что сейчас люди делают, по прошествии не очень продолжительного периода времени будет казаться сумасшествием.

В 1998 году я наблюдал, как за считанные дни с прилавков смели рис, сливочное масло, сахар и прочие и скоро- и нескоропортящиеся продукты. Брали мешками, десятками килограмм и упаковок.

В 2008 году народ зачастую просто опускал руки, бросал создаваемое годами хозяйство, переставал защищаться. С другой стороны кто-то начинал врать, брать на себя обязательства, которые точно знал, что не выполнит. Кто-то за что-то держался до последнего, не веря в то, что это всерьез и надолго. И каждый из этих людей много терял. Не только денег, терял доверие, уважение и будущее, о чем многие из них жалели впоследствии.

Все мы это в том или ином виде уже видели. Поэтому пять простых советов, о том что делать в этой ситуации, основанные на личном опыте.

Совет первый

Успокойтесь. Если Вы поменяли рубли на доллары, или Ваши доходы в долларах, Вы - счастливчик, но таких не много. Я бы сказал исчезающе мало. Но если Вы не успели поменять рубли на доллары и с тоской, разочарованием, тревогой следите за курсом, вернее за его безудержным ростом, то главный совет - успокойтесь. Вы не успели поменять рубли на доллары, но Ваши расходы в подавляющем объеме в рублях. Поэтому Вы, конечно, не заработали, но и особо не потеряли.

Конечно, если вы взяли кредит на Бентли в долларах, а зарабатываете в рублях - Вы в большой опасности. Но в большой опасности Вы уже давно, потому что покупать Бентли в кредит вообще не стоит. Не можете заплатить за Бентли сразу - не покупайте Бентли. Бентли это такой собирательный образ, а не просто Бентли :)

Итак, если у Вас нет серьезных валютных обязательств, то в целом у Вас на самом деле все гораздо лучше, чем Вы думаете наблюдая за динамикой курса. Перестаньте постоянно проверять динамику курса в интернете, начните смотреть телевизор - там этих проблем сейчас не показывают. Отвлекитесь, успокойтесь и живите дальше.

Совет второй

Работайте не покладая рук. Самый большой риск в этой ситуации - потеря работы. Вот это действительно проблема. Хотя в нашей стране даже в период кризиса с безработицей, вернее с ее уровнем, все хорошо - она традиционно остается крайне низкой. Поэтому работу Вы возможно и найдете, но будет очень большой риск, что зарплата будет ниже и время на поиск тоже может подорвать Вашу финансовую стабильность.

Поэтому после того, как вы успокоились - начните работать в усиленном режиме. В этот момент акционеры, руководство и прочие менеджеры очень ценят уравновешенных, концентрированных на результате и воодушевленных сотрудников. В эти моменты им нет цены. Это не значит что вам сразу поднимут зарплату. Но если будете трудиться и извлекать максимум из открывающихся возможностей, карьерный рост, а с ними и повышение Ваших личных доходов, практически гарантирован.

Совет третий

Не давайте в долг. В момент кризиса цена денег растет фантастически, потребность в деньгах у тех, у кого не все в порядке - растает фантастически фантастическими темпами. И здесь надо уметь сказать - НЕТ на просьбы, предложения и заманухи дать денег в долг. Чем более фантастическими являются проценты, тем тверже должно быть Ваше желание и намерение сказать НЕТ. НЕТ, НЕТ и еще раз НЕТ. Как бы ни было тяжело. Поверьте, что потом тот, кто взял у Вас в долг и не может отдать (точно не может), будет Вас же и ненавидеть за это. Так что ничего хорошего не выйдет ни во взаимоотношении с партнерами, ни с друзьями, ни тем более с родственниками.

Совет четвертый

Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить и при этом, в момент того, когда Вы обещаете, Вы уже знаете, что ничего не получится. Пожалуйста, не делайте этого. В эти моменты очень хочется перенести боль и психологическую нагрузку на попозже, но это ошибочная стратегия. В кризис ситуация развивается стремительно и то, что Вы пообещали, думая, что это произойдет через несколько месяцев, может наступить через неделю-две. И потеря доверия и уважения со стороны партнеров, контрагентов и даже родных и близких - это самая большая потеря в кризис. Кризис, конечно, многое прощает - но это не прощается уж точно.

Совет пятый

Используйте возможности для сокращения своих расходов. Кризис - это уникальная возможность, дарованная свыше, задуматься о том, насколько правильно Вы тратили деньги в предыдущее время. И на каждую из статей расходов надо задать себе простой вопрос: А вообще, стоит ли на это тратить деньги сейчас? Если все-таки расходы нести надо, жизнь же не кончается, то следующий вопрос, который Вам нужно задать себе снова: А вообще, стоит ли на это тратить деньги сейчас? Очень рекомендую задавать его каждый день.

Ситуация меняется и то, что казалось очевидно нужным вчера, сейчас уже не кажется таким очевидным :) Если Вам кажется что это банальный совет - посмотрите на то, что сейчас происходит в торговых центрах, магазинах, бутиках и тому подобное. Люди бегают с расширенными глазами и судорожно пытаются купить что-нибудь по старым ценам, забывая в этом ажиотаже о том, что им это ну в большинстве своем НЕ НУЖНО. Ну и наконец-то, если все-таки отказаться от этих расходов нельзя и они действительно нужны - жизнь же не кончается, то следующий вопрос, который Вы должны задать себе: А можно ли тоже самое получить дешевле? И, надо сказать, кризис - это благодатное время начать разговоры с теми, кто что-то для Вас делает, о том, что это надо дешевле. Причем существенно дешевле. На немой вопрос - раньше же платил столько же. Немой ответ - сейчас жизнь другая и все в таком духе.

В период кризиса проблема со спросом или ожидание проблем со спросом на свои услуги или товары настолько велика (если это только не распродажа по реально старым ценам, но это быстро закончится), что переговоры часто идут на удивление существенно легче. Так что пользуйтесь этой фантастической возможностью с максимальным воодушевлением и вовлечением. Заодно займете свою мятежную душу гораздо более полезными для Вас же вещами, нежели мониторинг изменения валютных курсов на бирже. Надеюсь эти советы помогут Вам в это непростое время. С надеждой на Ваше светлое будущее Ваш Михаил Слободин

Материал по теме

Доля онлайна в FMCG приблизилась к 10%

Материал по теме

Эксперимент по онлайн-торговле лекарствами: итоги и перспективы

Материал по теме

Wildberries вслед за конкурентами запустил продажу автомобилей

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Почему опасно делать маркетплейсы единственным источником продаж

current-theme

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

current-theme

Как сети ускорить запуск новых каналов продаж с помощью автоматизации бизнес-процессов: кейс сети "Точка любви"

current-theme

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

current-theme

Почему закрылся интернет-магазин "Мираторг": взлёт и падение eGrocery-площадок в России

current-theme

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

current-theme

WB vs Ozon, Яндекс Маркет vs Мегамаркет: анализ лидеров рынка маркетплейсов в iOS и перспективы для новичков

current-theme

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

current-theme

Как розничная сеть магазинов косметики за две недели вдвое увеличила выручку

current-theme

Правила хорошего тона: тонкости общения курьеров с клиентами

current-theme

5 рекомендаций, как бренду одежды выделиться среди конкурентов на маркетплейсе

current-theme

Госмаркетплейс, вперёд лети: мнение экспертов

Актуальное сейчас

Доля онлайна в FMCG приблизилась к 10%

Рынок FMCG (товары повседневного спроса) претерпевает значительные изменения: доля онлайн-продаж в омниканальном секторе стремительно приближается к 10%, отмечают эксперты NielsenIQ Россия. В 2023 ...

Рекламщики рассказали, как изменится индустрия в 2024 году

В 2023 году рекламный рынок продолжил восстанавливаться и демонстрировал рост инвестиций в digital и ретейл-медиа. Какие тренды будут актуальны, что происходит на рынке кадров, чего бренды ждут от креат...

Эксперимент по онлайн-торговле лекарствами: итоги и перспективы

За год реализации эксперимента по дистанционной доставке рецептурных лекарств было оформлено 3004 заказа, из которых доставлено только 1324. На рабочем совещании в Госдуме депутаты и эксперты обсудили итоги...

Киберярмарка ECOM Expo’24 — 5‑6 июня

В Москве 5 и 6 июня пройдет выставка технологий для электронной коммерции ECOM Expo'24. Вас ждут более 300 решений для торговли на маркетплейсах и через собственный ecommerce. Свыше 200 компаний представят ...

Бренд SELA запустил игру в Roblox и представил AR-коллекцию

Российский бренд одежды SELA появился в метавселенной – компания запустила свою игру на платформе Roblox и представила коллекцию, вдохновлённую соединением мира моды с digital-технологиями. Общая стилистик...

"Яндекс" станет производителем товаров для взрослых

"Яндекс" планирует выпустить под новым брендом Hinto товары для взрослых и средства личной гигиены. Соответствующая заявка на регистрацию торгового знака была подана в Роспатент. Hinto будет использо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.